(Русский)
Дягилев постоянно пребывал в творческом поиске, нащупывал новые пути, пробовал себя в разных амплуа. «Я художник — без картин, писатель — без полного собрания, музыкант — без композиций», — говорил он, но это было не более чем лукавство. Он прекрасно играл на рояле, серьезно учился пению (и даже поступал в консерваторию на вокальное отделение), сочинял музыку и намеревался сделаться профессиональным композитором. Феноменальная память и необыкновенное чутье позволили ему стать глубоким знатоком изобразительного искусства и тонким ценителем литературы. Он великолепно разбирался в хореографии и моде, а лучше всего, как выяснилось позже, — в механизмах культурных революций.
Его жизнь стала примером дерзновенного полета, нескончаемых исследований и проверок на прочность, и далеко не всегда он стремился «поверить алгеброй гармонию», а довольно часто — наоборот. Широта кругозора и многомерность дарования позволяли Дягилеву курировать проекты на всех уровнях: «Он определял тему, выбирал композиторов, художников, хореографов, исполнителей главных ролей, — писал композитор Игорь Стравинский. — Он руководил репетициями. Каждая постановка своей оригинальностью отражала его личное соучастие». Как пояснял хореограф Серж Лифарь, «согласно концепции Дягилева, балетный спектакль — это органический синтез всех форм искусства, каждая из которых привносит в театральное представление собственную составляющую: музыку, живопись, пластику, драматическое действие». Неслучайно организаторы фестиваля Vivarte, неизменно культивирующего синтез искусств, целиком посвятили седьмой выпуск такому человеку.
Но не только монографическим характером программ фестиваль 2022 года отличался от предыдущих. Хотя по объективным причинам он вобрал в себя лишь три события вместо привычных семи, каждое оказалось более чем насыщенным.
Преобразилось пространство фестивальной площадки — Врубелевского зала Третьяковской галереи: в первый день оно наросло театральным подиумом, на котором развернулся спектакль «Дягилев».
Режиссер Павел Сеплярский вывел перед окружившими подиум зрителями молодых мирискусников — самого Сергея Павловича и его сподвижников Дмитрия Философова, Льва Бакста, Александра Бенуа, Валентина Серова, Зинаиду Гиппиус и других, вложил в их уста ироничные диалоги из пьесы Марии Дружининой «Завтрак с Дягилевым» и с помощью видеографа Екатерины Бессмертной дополнил действо, разворачивающееся в полумраке, оригинальным видеорядом. Разумеется, без музыки не обошлось, но доминировала — впервые в истории Vivarte — драма. Президент фестиваля Ивета Манашерова призналась: «Для нас это первый, экспериментальный опыт. Но Дягилев тоже не боялся экспериментов в своей жизни и все время что-то пробовал».
Павел Сеплярский назвал показанное в Третьяковке действо «работой на вырост», выказав намерение расширить и укрупнить постановку, чтобы представить ее на большой театральной сцене. Принимали артистов тепло. «Мне кажется, реакция зрителя живая и вещи, которые мы заложили в спектакль, были встречены, поняты. Во всяком случае, это мое первое такое ощущение именно зрительного зала», — заметил режиссер. Разыгранная им история — о создании журнала «Мир искусства» — послужила своего рода приквелом к эпохе легендарных «Русских сезонов», а само театральное представление — к последующим концертным программам Vivarte, целиком связанным с деятельностью Дягилева и «Русского балета» в Париже.
Программы обоих концертов составили по преимуществу произведения тех композиторов, с кем сотрудничала дягилевская труппа. Первое место в ряду постоянных творческих партнеров и единомышленников антрепренера принадлежит Игорю Стравинскому, с именем которого связаны революционные прорывы в музыкальном театре, самые громкие скандалы и величайшие триумфы «Русских сезонов». Своим «вторым сыном» Дягилев называл Сергея Прокофьева, написавшего для его труппы четыре разноплановых балета — это «Ала и Лоллий», «Сказка про Шута…», «Блудный сын» и «Стальной скок» (действо о пролетариате, поставленное в конструктивистских декорациях).
Другой значимый для Дягилева автор — Николай Римский-Корсаков, чьи сочинения, в том числе вовсе не предназначенные для театра, не раз получали в Париже сценическое воплощение. Совершенно особый случай — нашумевшая премьера оперы «Золотой петушок» с артистами балета на авансцене, костюмами Наталии Гончаровой и ее же сценографией, которую сравнивали с иллюстрациями к детской сказке. Охотно сотрудничал Дягилев и с современными французскими композиторами, в частности из модной группы «Шестерка».
Наряду с молодыми авторами он порой обращался и к корифеям вроде Рихарда Штрауса, чью поэму «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» облюбовал хореограф и танцовщик Вацлав Нижинский. Вспомнили на фестивале и композиторов-новаторов, не писавших для театра, но которых Дягилев высоко ценил и пропагандировал. В их числе был его сверстник Александр Скрябин.
Самой сложной задачей было подобрать для фестиваля камерной музыки, каковым является Vivarte, ансамблевые произведения. Ведь постановки дягилевской антрепризы сопровождала музыка, предполагающая участие большого симфонического оркестра.
Арт-директор фестиваля Борис Андрианов нашел беспроигрышное решение.
Во-первых, некоторые авторы (как Стравинский или Прокофьев) перерабатывали свои оркестровые партитуры для небольших составов, чтобы продлить им сценическую жизнь. Другие композиторы (как Франц Хазенёрль или Ефрем Цимбалист) на основе известных тем из крупных сочинений своих предшественников создавали виртуозные концертные фантазии.
Наконец, включение в программу шедевров камерной музыки дает прекрасное представление о композиторских стилях, полюбившихся Дягилеву, и один из наилучших примеров тому — секстет Франсиса Пуленка.
Символическую роль сыграла на фестивале открывшая финальную программу соната Антонио Вивальди — итальянского композитора, чей творческий гений родился и расцвел в Венеции. Этот город приобрел для Дягилева значение священного места, там он много лет проводил отдых и там нашел свое последнее пристанище. На надгробии великого импресарио высечены слова: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений». Завершающим аккордом Vivarte прозвучал знаменитый этюд «Метаморфозы» для 23 солирующих струнных Рихарда Штрауса, с которым Дягилев работал в 1910‑е годы. Последний симфонический опус композитора, созданный в 1945 году, стал очень личным откликом на военно-политические события того времени, а по содержанию напомнил и траурную оду, и элегическую поэму.
Чтобы исполнить подобные программы, в которых ни одно сочинение не было притянутым или лишним, Борис Андрианов собрал замечательную команду музыкантов. В нее вошли сопрано Яна Иванилова, пианист Петр Лаул, скрипачки Елена Ревич и Марина Катаржнова, домристка Екатерина Мочалова, гитарист Дмитрий Илларионов, контрабасист Павел Степин, кларнетист Игорь Федоров, гобоистка Ольга Томилова, флейтистка Малика Мухитдинова, фаготист Михаил Шиленков, валторнист Алексей Серов и многие другие. Пространственное решение, найденное для спектакля «Дягилев», получило продолжение и на закрытии: артисты вышли в центр Врубелевского зала, а слушатели расположились вокруг. Игорь Федоров очень точно и атмосферно охарактеризовал результат: «Мы окутаны зрителями, зрители окутаны музыкой».
Но, конечно, эффект был бы неполным без традиционной музейной составляющей с комментариями искусствоведов. Перед началом спектакля «Дягилев» зрителям показали аутентичную парижскую афишу «Русского балета» 1923 года с эскизом костюма, созданного Пабло Пикассо к спектаклю «Парад». А перед концертами гостям рассказали о работах художницы Наталии Гончаровой: были представлены ее оригинальный костюм к постановке «Золотого петушка» и эскиз костюма к «Испанским балетам».
Текст: Татьяна Давыдова
Фото: Юлия Захарова, Владимир Волков, Денис Кузнецов, Виктор Кряк