Event

02.03.2008
(Русский) В память о Дине Верни

(Русский) В столице Франции, в январе этого года, на 89 году жизни скончалась Дина Верни — владелица одной из крупнейших парижских галерей, подруга великого французского скульптора Аристида Майоля, которая была родом из семьи иммигрантов из СССР. Верни в течение многих десятилетий была заметной фигурой парижского мира искусства.

Дина Верни

В столице Франции, в январе этого года, на 89 году жизни скончалась Дина Верни — владелица одной из крупнейших парижских галерей, подруга великого французского скульптора Аристида Майоля, которая была родом из семьи иммигрантов из СССР. Верни в течение многих десятилетий была заметной фигурой парижского мира искусства.

Русские подруги французских художников уже давно вошли в историю искусства XX столетия. Ольга Хохлова и Пикассо, Лидия Делекторская и Анри Матисс, Надя и Фернан Леже. Они были моделями и источником вдохновения великих мастеров. Скромная Дина Верни не делала громких заявлений. Благодарность своему многолетнему другу — Аристиду Майолю — она выразила по-другому. Дина Верни создала в Париже Музей Майоля. Он официально так и называется «Fondation Dina Verny-Musee Maillol»

Дина много позировала скульптору — Майоль создал более 40 изображающих ее скульптур, копии с которых сегодня можно видеть в парижском парке Тюильри, рядом с Лувром. Также Майолем были созданы и рисованные портреты Дины Верни. Дина Верни была популярна и в среде французских сюрреалистов, близка с их лидером Андре Бретоном. В годы немецкой оккупации Дина Верни стала активной участницей движения Сопротивления, помогала переправке антифашистов из Франции на территорию Испании. Неоднократно была арестована французской полицией и гестапо, но Майолю удалось добиться ее освобождения из застенков.

После смерти Майоля Верни по совету Матисса открыла свою в дальнейшем весьма популярную и престижную картинную галерею. Большое внимание в ней уделялось работам русских авангардистов, в частности Кандинского. В более поздний период Верни часто выставляла произведения художников, запрещенных к показу на выставках в СССР. Целый ряд из них стали известны на Западе именно благодаря Верни.

В Советский Союз впервые она приехала в 1959 году, а спустя десятилетие познакомилась в Москве с неофициальными художниками, которые ее очень заинтересовали. В 70−х Дина Верни посетила несколько мастерских — Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Оскара Рабина, Владимира Янкилевского –и решила, что будет помогать им и представлять на Западе. В 1973 году она уже открыла в своей галерее выставку «Русский авангард-73». В коллекции ее фонда очень много русского неофициального искусства. Именно благодаря Дине Верни многие русские нонконформисты получили хороший старт к будущей мировой славе. Кроме того, Дина Верни помогла уехать из СССР Михаилу Шемякину, она же финансировала издававшийся в Париже первый журнал о советском неформальном искусстве — «АЯ».

Одной из главных задач созданного Диной Верни фонда и делом ее жизни стало создание музея Аристида Майоля, который она открыла в 1995 году на улице Гренель в Париже и куда передала свою коллекцию его работ (в 1963 году Дина Верни безвозмездно передала французскому государству все монументальные произведения Майоля). В последние годы она занималась составлением каталога-резонне (сводного каталога) работ Аристида Майоля, частично передав руководство музеем двум своим сыновьям Оливье и Бертрану Леркэнам. Но галерея Дины Верни по-прежнему оставалась не просто легендой, но и одним из главных парижских центров художественной моды.

Дина Верни