(Русский) — На фестивале 10 виолончелей вашей работы давали «Бразильскую бахиану» Вила-Лобоса и несколько других произведений. Расскажите, каково было вам как мастеру и исполнителю участвовать в этом?
— В итоге, на самом деле, было задействовано 11 моих виолончелей, плюс еще четыре инструмента были представлены на выставке, так что я имел счастье наблюдать 15 своих произведений одновременно.
Я давний друг Бориса Андрианова и благодаря ему познакомился с Иветой и Тамазом Манашеровыми, так что можно сказать, что за судьбой фестиваля Vivacello я наблюдаю дольше, чем он существует. Сейчас я живу в Германии, часто по работе разъезжаю между странами и, как только появляется возможность, приезжаю в Россию ради Vivarte и Vivacello. У меня есть и собственный опыт организации фестивалей: в Италии, в Штатах, в Германии, – поэтому я очень хорошо представляю, насколько трудно устроить мероприятие такого формата и масштаба и восхищаюсь работой Бориса.
Конечно, Vivacello со дня основания занял уникальное место в музыкальном мире, поскольку второго такого фестиваля просто нет в мире. Даже когда я не выступал, старался присутствовать как друг и коллега. Публика ведь — тоже полноценный участник концерта. А как-то раз я сказал Боре: «Смотри, у тебя на фестивале выступает столько наших общих друзей, которые играют на моих инструментах! Почему бы их не собрать вместе?» Дело в том, что еще в 12 лет, играя «Бахиану», я фантазировал, как она могла бы звучать на инструментах, сделанных моими руками. И вот почти тридцать лет спустя выпала возможность реализовать эту мечту. Я считаю, что это был идеальный момент. В Петербурге оказались четыре моих ведущих инструмента. На них играют Алексей Васильев, которого я очень хотел познакомить с Борей Андриановым. Дмитрий Хрычев и его коллега Никита Зубарев. И Михаил Дегтярев.
— И голос — сопрано Ирины Поливановой.
— Да. Идея пригласить певицу родилась на третий год существования Vivacello, и в последующие годы у нас было несколько кандидатур, а потом на фестивале Crescendo я познакомился с Ириной, которая очень ответственно подошла к проекту и пообещала выучить «Бахиану» специально для нашего выступления. Обычно в «Бахиане» все знают первую часть, а в этот раз всем нам нужно было разучить ее целиком, еще и собрав не игравших раньше в таком составе музыкантов.
— Но результатом вы довольны?
— Скажу честно — меня поразило, как все участники концерта были заинтересованы в этом проекте. Ученик Алексея Васильева, талантливый молодой музыкант Илья Измайлов, вообще приехал из Петербурга за свой счет, когда узнал о возможности выступить на фестивале. Это было очень удачно, поскольку сам Васильев у нас был в роли дирижера, а его место как раз занял Измайлов, мы его даже в программу не успели вписать. Программа была захватывающая. Анна Кошкина и Александр Рамм играли «Vibrez» Джованни Соллима. Это потрясающий виолончелист и композитор, которому очень классно удалось раскрыть разные тембры виолончели, вплоть до того, что в произведении в один момент слышится звучание органа. Все получилось настолько здорово, что даже если бы мы играли без аудитории, сами для себя, для нас это уже было бы большое счастье.
— Расскажите про идею объединения разных школ.
— Мой дебют на Vivacello состоялся в прошлом году, и это была почти случайность. Я ни на что не рассчитывал, но когда готовился концерт в парке «Зарядье», Давид Герингас меня спросил: «А ты почему не играешь? Присоединяйся!» Я ответил, что у меня даже виолончели нет. Он мне отдал свою, и так я примкнул к концерту ста виолончелистов. Потом оказалось, что четыре инструмента из этой сотни были сделаны в моей мастерской. И после этого родилась идея собрать мои инструменты на одной сцене отдельно.
Одна из основных тем концерта — дружба. Европа в этом году празднует 30-летие падения Берлинской стены, а у нас на концерте было положено начало новому вектору общения московской виолончельной школы и петербургской. Дело в том, что до сих пор они существовали как-то порознь, практически не пересекаясь. Главные мастера этой школы: Наталья Гутман и Наталья Шаховская с московской стороны и Анатолий Никитин с петербургской. В концерте как раз принимали участие их ученики. Я сначала осторожно акцентировал на этом внимание, а потом понял, что все ребята активно поддерживают идею наладить контакт, потому что перед музыкой все равны, музыка объединяет. А мои инструменты послужили поводом для всех собраться вместе.
— Все задействованные в концерте инструменты сделаны по образцу виолончели Страдивари Gore-Booth. Почему вы выбрали именно эту модель?
— Мне посчастливилось полностью пройти профессиональный путь виолончелиста — от обучения до выступления с хорошими профессиональными оркестрами. Сейчас, к сожалению, практикуюсь значительно меньше, но стараюсь поддерживать тонус: собрал, например, в Мариинском театре трио из своих инструментов, в прошлом году мы дали пять концертов (два в том же театре и три на других площадках). Считаю, что мне очень повезло узнать жизнь профессионального исполнителя изнутри. Когда я жил в Кремоне, перепробовал множество инструментов, общался с коллегами-мастерами, сравнивал впечатления и учился на чужих ошибках. В итоге я понял, что моя душа лежит к этой модели больше всего. У итальянцев есть такое поверье, что виолончели и скрипки — это Кремона, альты — Брешия, а виолончели — Венеция. Как известно, Страдивари нашел себя в скрипичном деле. Альт в то время еще не так высоко ценился как самостоятельный инструмент, а виолончели для Страдивари стали такой экспериментальной областью. Он много искал, пробовал разные формы, и вот у него в 1710 году получилась эта виолончель Gore-Booth, которая впоследствии принадлежала Ротшильдам – одна из самых удачных с эстетической и технической точек зрения. Мне посчастливилось на ней поиграть, и я понял, что именно таким и должен быть инструмент. Я услышал в ней огромный потенциал, попросил у Кремонского музея доступ к этой виолончели, изучил ее со всех сторон и потом немного модифицировал, взяв произведение Страдивари за основу.
Эта форма стала для меня оптимальной и я стал ею пользоваться в своей работе. Сама по себе она довольно нейтральна и позволяет каждый раз свободно лавировать, меняя какие-то детали. С 2000 года я сделал более 40 таких инструментов. Моя виолончель универсальна, на ней почти всем удобно играть, она не широкая, не капризная и ее все любят. Но выглядит она каждый раз по-разному, потому что меняется цвет, лак, я добавляю гербы и другие декоративные элементы. А еще, поскольку я учился в Петербурге у ювелиров советской школы, я «отрываюсь» на колках. Колки у меня всегда разные и часто с ювелирной обработкой. Последняя разработка — абсолютно прозрачные, из искусственного хрусталя. К ним я шел четыре года.
— Гербы вы рисуете по своему вдохновению или копируете?
— Что-то среднее. Мне нравится, когда помимо чистого звучания у инструмента есть уникальная история. Например, виолончель Михаила Дегтярева называется «Arcangelo» в честь архангела Михаила, а в герб на обратной стороне я вписал икону из Михайловского замка в Петербурге. Копировать ее было сложной и кропотливой работой.
— Над чем работаете сейчас?
— Последняя виолончель, которую я сдал, служит теперь Никите Зубареву, одному из участников Vivacello. Это та, что с хрустальными колками. Следующий заказ я буду выполнять для Германии. Вот прямо сейчас я нахожусь в родном Петербурге и работаю над головой для новой виолончели, а потом повезу ее в Берлин и завершать работу буду там.
— Случалось ли вам отказываться от заказов?
— Бывало, что мы не могли прийти к договоренности с заказчиком, и инструмент просто уходил в другие руки. Бывало, что я не брался за проект, потому что у меня всегда есть очень конкретное видение того, каков должен быть результат. У меня есть коллеги, которые экспериментируют и на деле проверяют, сработает ли тот или иной прием. Я действую наоборот, потому что всегда заранее очень четко представляю себе все параметры инструмента. Еще я отказываюсь делать абсолютные копии каких-либо инструментов.
Лет 12 назад для Юлиана Рахлина купили альт Сториони 1785 года, а спустя несколько лет меня попросили сделать точную копию этого инструмента, потому что хотел преподнести ее своей невесте в качестве свадебного подарка. Я очень долго сомневался, но поскольку это мой давний друг и это была его свадьба, сделал исключение.
— Почему?
— Передо мной стояла задача полностью воспроизвести инструмент, вплоть до малейших трещин и дефектов, с использованием крайне сложного материала. Как я и ожидал, инструмент получился слегка капризный, отличающийся по звучанию от тех альтов, которые я делаю обычно, и требующий особого подхода. Но плюсом я считаю то, что мне удалось сделать визуально идеально точную копию, это была интересная работа. Хотя и тяжелая. Например, нижняя дека альта Стариони была сделана из каповой части клена, это корневая часть с очень жесткими волокнами. Подходящий кусок дерева я искал почти полтора года. А когда нашел, обнаружил, что материал слишком жесткий и его резонансные характеристики очень плохие. Это иллюстрация к тому, почему я не берусь делать копии.
— Где вы обычно ищете материал для своих работ?
— Как правило, заказываю у знакомых егерей в Хорватии и на севере Италии. Материал очень важен. Помню мое первое дерево: мне было 19 лет и я фактически украл часть поваленного клена из сквера неподалеку от «Медного всадника» в Петербурге. Позже оказалось, что городу я только помог, бревна все равно собирались убирать. Вот другая история. Мой петербургский дом стоит на Мойке, надо мной целый этаж принадлежит Ростроповичам, и когда они делали ремонт, снимали старые деревянные балки перекрытий. Все эти балки я утащил к себе. Еще, когда реставрировали здание Сената и Синода, главный архитектор и инженер, мой близкий друг, позвонил и спросил: «Дрова нужны?» Конечно, говорю, нужны. Приехал и отобрал там себе кусочки.
— Что чувствуете, когда журналисты вас называют «Страдивари наших дней»?
— Честно скажу, я на это реагирую не очень хорошо, но эту фразу все равно откуда-то выкапывают. Я никогда в жизни не стремился стать Страдивари или найти секрет его лака. У меня совершенно другой подход к изготовлению инструментов, так что громкие сравнения мне кажутся излишними.
— Вы очень тепло всегда отзываетесь о своих наставниках. А вы готовы свое мастерство кому-то передать, готовите преемников?
— Понимаете, я веду очень замкнутую мастеровую жизнь. Стараюсь к этому делу относиться не как к источнику заработка, а скорее как к службе в неком храме, где тишина и сосредоточенность очень важны. Из-за этого я работаю в одиночестве и не беру ассистентов. На самом деле, научиться делать инструменты сейчас не такая большая проблема, и те, кто хочет постичь это мастерство, имеют множество возможностей добиться желаемого и без моего участия.
— У вас с Борисом Андриановым уже есть идеи для сотрудничества на следующем фестивале Vivacello?
— Все наши проекты рождаются как-то спонтанно, как результат нашей долгой дружбы и постоянного общения. Мы, кстати, родились с разницей в один день, поэтому он мне звонит с поздравлениями за пять минут до полуночи, а через пять минут уже я начинаю поздравлять его. Может, поэтому нам так легко находить общий язык. А может, потому, что Боря — самый дипломатичный из моих знакомых, с ним просто невозможно поссориться. Плюс он невероятный эрудит и генератор идей, неугомонный исследователь России и отличный организатор. Уверен, мое сотрудничество с Vivacello продолжится, а как — мне и самому интересно.