(Русский) Подошел к концу 2010 год, объявленный годом Франции в России и России во Франции. На протяжении многих лет, а быть может и целых столетий, мы подсознательно тянемся друг к другу. Как раз об этом и пойдет речь в интервью с нашей гостьей Бланш Гринбаум-Сальгас, долгое время занимавшей пост атташе по культуре Франции в посольстве РФ. Неунывающая и крайне позитивная мадам Гринбаум-Сальгас расскажет о том, что объединяет наши народы, чем ее так увлекает современное искусство и впервые поделится своей заветной мечтой!
Здравствуйте, Бланш! Вы долгое время работали атташе по культуре Франции в России, однако, нам стало известно, что совсем недавно в Вашей жизни произошли перемены. Чем Вы занимаетесь теперь?
Здравствуйте! Действительно, я занимала пост атташе по культуре Франции в России целых три года. По завершении службы 30−го августа я улетела домой, во Францию, а в сентябре уже вышла на работу в Управление французских музеев при Министерстве культуры. Сейчас я занимаюсь продвижением современного искусства в государственных музеях Франции. Вообще, я по профессии — хранитель музеев. Так что я вернулась к своему призванию.
Чем Вас так привлекает современное искусство?
Я всю жизнь увлекалась живописью, театром и литературой. Особенно мне было интересно искусство XX века. Еще в школе мы посещали музеи, ходили на выставки, и уже тогда мне нравились работы современных авторов. Так сложилось, что в 80−е во Франции, когда я только начинала работать, это был самый рассвет современного искусства в музеях. Мне было интересно работать с художниками, и это меня очень захватило.
Затем мне было любопытно наблюдать, как зарождается интерес к современному искусству в России. Мои первые наблюдения связаны с февралем 2005, тогда я еще не была атташе, но специально приехала в Москву, чтобы посетить Первую Московскую Биеннале современного искусства. Впоследствии я с любопытством наблюдала за становлением Премии Кандинского, развитием премии ИННОВАЦИЯ, открытием Гаража, Винзавода, Красного Октября, Стрелки, нового кинотеатра Пионер, площадки Проект Фабрика и Art Play. Я была на всех этих событиях и получила огромное удовольствие.
На Ваш взгляд, живой интерес к современному искусству – это скорее веяние моды или потребность времени? Заслужен ли он?
Это потребность времени. Когда все меняется: экономика, общество, политическое устройство, меняется и искусство, которое призвано отражать нашу жизнь. Я наслаждаюсь искусством разных эпох: с древних времен до сегодняшних дней. Наблюдать, как писатели, художники, режиссеры видят современный мир, очень интересно!
Кто Ваш любимый автор?
Во Франции — это Кристиан Больтанский и Аннет Мессаже. В России я люблю представителей русского концептуализма таких художников, как Юрий Альберт, Вадим Захаров, Сергей Макаров, Ирина Корина, Хаим Сокол, Андрей Кузькин, Андрей Монастырский, который представит Россию на Биеннале в Венеции. Это длинный список.
Трудно ли Вам было работать в России? Осталась ли она для Вас загадкой? Не скучаете по России?
Уже скучаю. К счастью у меня много русских друзей в Париже, так что я не теряю связи с Москвой. Очень люблю этот город. Каждый день я с утра читаю по интернету вашу прессу о культуре — Газета.ру, КомерсантЪ, Новые известия, OpenSpace. Читаю и не могу оторваться, ваши культурные обозреватели, критики очень интересно пишут и хорошо разбираются в предмете. Многие из них имеют прекрасное искусствоведческое образование.
Трудно было работать в другом городе, в другой стране?
Безусловно, с людьми другой ментальности работать сложнее. Приведу простой пример, в Париже программа музеев укомплектована и спланирована на годы вперед, в Москве все быстро меняется и решается накануне. Вот это очень сложно, хотя со временем я к этому привыкла. Кстати, то же самое случается и с русскими друзьями, которые приезжают во Францию со своими идеями, проектами, а им отвечают, что готовы помочь воплотить их проекты в жизнь, но через три года, в порядке очередности…
Вы бывали в роли эксперта, входили в состав жюри конкурсов в области искусства, по каким критериям можно выбирать лучших в живописи?
Это очень тонкая материя. Дело в том, когда изучаешь творчество мастеров, направления искусства, видишь много полотен – ты сравниваешь и сопоставляешь работы. Опасность лишь в том, что у каждого есть свои вкусы и увлечения, от которых нужно максимально абстрагироваться и давать оценки исключительно профессиональному мастерству. Нужно вспомнить историю искусства, представителей направлений и на основе этого делать выводы.
Какое культурное событие произвело на Вас самое большое впечатление за последний год?
На самом деле, за этот год произошло очень много событий, заслуживающих внимания. Но наибольшее впечатление произвела, пожалуй, постановка оперы «Войцек» Георга Бюхнера в Москве, очень понравилось.
Вы всегда поддерживаете начинания культурно-благотворительного фонда U-Art: Ты и искусство, что можете сказать о его основателях и деятельности организации?
Самое главное отличие фонда U-Art от подобных организаций в том, что поддержка искусства не является деятельностью PR-отдела, не используется для рекламы фонда или его основателей. Ивета, Тамаз и даже их дети сами искренне интересуются искусством, поддерживают современных авторов, возвращают к жизни забытые работы классиков. Это очень важно и приятно. Возникают фонды, — продвижением и деятельностью многих из них занимаются их же рекламные службы, они похожи друг на друга, а их руководители, по сути, становятся лишь публичными персонами. U-Art — совсем другая история, здесь все сделано с душой!
Когда в марте шел второй виолончельный фестиваль Vivacello, я получала огромное удовольствие от общения с музыкантами, их музыка была великолепна, царила приятная атмосфера. Фестиваль был организован душевно и по-семейному, музыка текла прямо в сердце. Очень заметно, что все события фонда проведены с большой любовью к искусству. Мне это близко и понятно, поэтому я всегда с радостью принимаю приглашения фонда U-Art и всегда рада приветствовать Тамаза и Ивету здесь, в Париже.
Расскажите о Вашей семье.
У меня очень дружная семья. Моя бабушка Блума родилась в Украине, которая входила тогда в состав территории России, так что мы считаем Россию своей малой Родиной, вот почему папа всегда настаивал, чтобы я учила русский язык, историю и искусство. Так вот, когда бабушка была еще совсем девочкой, в начале ХХ века, начались погромы и гонения евреев. Она с семьей была вынуждена покинуть страну, элементарно чтобы выжить. Так она попала во Францию, где было много таких же «друзей по несчастью». У меня есть два брата, мы очень дружны. В нашем доме всегда была русская литература, увлекались русским театром, искусством. Думаю, что во многом этому способствовало освобождение российскими войсками моих родственников из Аушвица. Так что у нас очень крепкая связь с Россией.
Сейчас я второй раз замужем. Жан-Пьер — искусствовед и литературовед, специалист по творчеству польского писателя Витольда Гомбровича и французской литературе. Мой муж преподает в Школе при Академии искусств. Дочери Саре 33 года, она историк и работает в музее musée du quai Branly, где занимается архивами. Сара — специалист по истории Африки, изучала вопросы рабства на этом континенте. Ее отец, мой первый муж, занимался русской литературой и специализировался на творчестве Маяковского. Благодаря ему мы тесно общались с Лилией Брик. Так что вся семья у нас связана с искусством, историей, культурой.
Как Вы предпочитаете проводить свободное время?
У меня такая насыщенная и яркая жизнь, что очень сложно определить, где заканчивается работа и начинается свободное время. Дело в том, что я очень люблю ходить в театр, на выставки, а это часть моей работы. У меня не бывает каникул дольше недели, тогда мы отправляемся на море, в горы. И даже в отпуске мы стараемся посещать выставки там, где мы находимся. Слышала, что в Италии очень хорошая русская выставка, хочу отправиться туда.
Чего Вам не хватает для счастья? О чём мечтаете?
У меня прекрасная семья, все живы и здоровы. У меня интересная работа. Я очень ценю все, что имею сегодня. Пожалуй, самое главное у меня уже есть. Хотя есть одно желание, мечта. Я хочу, чтобы у меня была русская виза, которая позволяла бы мне приезжать в Россию в любое время. Очень сложно получить визу, процесс требует много времени и сил. Надеюсь, что скоро моя мечта осуществиться, и мы получим возможность беспрепятственно ездить друг к другу в гости!
Пожелайте что-нибудь читателям Unident Today в канун Нового года.
Надеюсь, что и впредь события под эгидой холдинга UNIDENT и фонда U-Art будут получать поддержку друзей, партнеров, клиентов, высокие оценки критиков. Русское искусство — очень важно для мировой культуры, желаю каждому читателю внести свою лепту, это большой вклад в развитие России и формирование ее имиджа в мире.
Желаю Вам, чтобы 2011 год был счастливым для Вас и Ваших детей, семей. Желаю Вам удачи во всех начинаниях!