Центр «Зотов» — культурное пространство, где оживают идеи конструктивизма — авангардного направления, оказавшего огромное влияние на все искусство ХХ века. Центр расположен в здании бывшего Хлебозавода № 5 — живом воплощении архитектурной мысли того времени. В «Зотове» можно посетить выставки, посмотреть фильмы, спектакли, купить книги, послушать музыку и просто насладиться творческой атмосферой авангарда.
— Дарья, у Хлебозавода № 5 удивительно счастливая судьба. Как удалось создать здесь культурный центр?
— Это история о том, как во времени и пространстве совпало несколько факторов. Отчасти помог статус здания — это памятник архитектуры. Стоимость реставрации, требование сохранить оригинальный облик делали любую коммерческую идею слишком затратной. Но, конечно, главную роль сыграла инициатива наших партнеров — архитектурного бюро SPEECH Сергея Чобана и главы ВТБ Андрея Костина. Благодаря общим усилиям всей команды и поддержке банка ВТБ мы смогли реализовать проект, который сегодня стал популярным культурным пространством, а в будущем, я надеюсь, превратится в полноценный музей конструктивизма.
— Изначально это был завод для производства хлеба, новаторское промышленное здание начала XX века. Сложно было адаптировать такое пространство к новым целям и современным требованиям?
— Мы с самого начала определили, что хотим проводить выставки на уровне с мировыми музеями, а значит, нужны специальные климатические условия, хранилища для экспонатов, подъемники и прочные перекрытия. Казалось бы, сегодня это элементарные вещи, но для здания с такой историей это оказалось непросто. Потребовались нестандартные решения. Например, большое количество коммуникаций пришлось спрятать в полы, магазин по всем правилам должен быть на выходе, но у нас, по техническим причинам, он оказался на четвертом этаже. Вопреки всем опасениям это не стало препятствием для посетителей. У нас уникальный подбор книг, и некоторые приходят к нам ради них. Или лестницы: люди замечают, что они узкие и крутые, во многом неудобные, но это заводская архитектура, мы не могли их переделывать. Это часть истории здания. Мы сознательно оставили многие элементы в оригинальном виде: плитка и стены выглядят, как лоскутное одеяло из разных материалов. И это придает нашему пространству ту самую аутентичность, которая делает его особенным.
— Вы создавали «Зотов» с нуля, с идеи. Получилось ли то, что задумывалось с самого начала?
— Как только мы поняли, что Хлебозавод № 5 — идеальное место для центра, посвященного конструктивизму, все закрутилось само собой. Это здание — яркий пример конструктивистской архитектуры, и мы решили, что оно должно стать музеем, который не только хранит память об этом явлении, но и рассказывает о нем. Такое сочетание — объект и музей в одном.
Как только мы с Сергеем Чобаном обсудили эту идею, концепция стала рождаться на глазах: программы, выставки, команда — все быстро обрело форму. Идея была настолько мощной, что сама начала двигать весь процесс. Ведь конструктивизм — не просто направление, это методология, которая вдохновляет на создание чего-то нового. Мы стараемся привнести это в наши современные проекты. «Зотов» — место, где конструктивизм живет в каждом элементе: от архитектуры до культурных событий.
— Те, кто впервые приходит сюда, сразу отмечают особенную атмосферу домашнего уюта. Я думаю, это связано с памятью места. Мы постарались сохранить хлебный теплый дух, несмотря на то что мы находимся в производственном здании с индустриальной историей. Можно сказать, раньше здесь пекли хлеб, а мы «печем» культуру
— Как вы думаете, конструктивизм сегодня актуален?
— Многие воспринимают это явление как нечто ограниченное во времени — говорят, что направление было ярким, но коротким. Но конструктивизм до сих пор окружает нас повсюду. Большинство концепций в современном дизайне, архитектуре и искусстве имеют корни именно в этом направлении. Простота форм, функциональность — все пришло оттуда. Мы видим это в архитектуре, где важна не только эстетика, но и практическое применение каждого элемента. В дизайне — лаконичные линии, четкие формы, отсутствие лишней декоративности. В кино он заложил основы монтажа, ракурсов, композиции. Но важнее то, что конструктивизм дает невероятную свободу для творчества. Его актуализация может продолжаться бесконечно. Мы экспериментируем с разными медиа, как это делали сами конструктивисты, не ограничивая себя какими-либо рамками.
— Чего публика ждет, приходя в «Зотов»?
— Часто на выставках я слышу, что посетители приходят с ожиданием увидеть что-то знакомое — ведь есть определенный пласт конструктивистских работ, довольно известных по коллекциям Русского музея или Третьяковской галереи. Люди их знают и готовятся к чему-то привычному. А потом удивляются: «Мы думали, что увидим одно, а оказалось, тут совсем другое!» Это как раз то, что отличает «Зотов», — наши кураторы всегда находятся в поиске редких архивов и вещей, которые раньше не выставляли, и творчески с ними работают. Мы активно стремимся к тому, чтобы укрепить позицию полноценной институции, интегрированной в культурное сообщество.
— Вы сотрудничаете с коллегами, которые занимаются конструктивизмом?
— Да, мы не просто выставляем работы — мы создаем пространство для обмена знаниями. У нас есть издательская программа: мы выпускаем не только свои каталоги, но и поддерживаем издания наших коллег. На сайте центра есть форма, где любой исследователь может подать проект, и наши специалисты каждый из них рассматривают. Кроме того, мы учредили грантовую программу для исследователей конструктивизма. В ноябре планируем провести первую крупную конференцию, посвященную этой теме. Нам важно не только сохранять и показывать, но и создавать центр, где искусствоведы и другие научные работники могут обмениваться знаниями и продвигать исследования в этой области.
— То есть «Зотов» уверенно идет к тому, чтобы стать серьезной музейной институцией. А как насчет постоянной экспозиции?
— Изначально мы ее не планировали, так как у нас не было и нет собственной коллекции. Сейчас мы работаем в этом направлении, потому что видим запрос от аудитории. Люди хотят увидеть полную картину, которая отражает ключевые моменты в истории конструктивизма, — хронологию, события, важных авторов и их работы. Это невозможно сделать выставками, даже масштабными. Кроме того, мы поняли, что слишком большие экспозиции перегружают зрителя — люди за два часа не могут осилить весь контент. Поэтому мы решили сделать компактную, но глубокую подборку на одном из этажей. Уже создали небольшой хранительский отдел — пока у нас такая микромодель музея. И я думаю, что с развитием постоянной экспозиции наш центр станет еще более значимым для посетителей.
— Кто приходит в центр «Зотов», кто ваша аудитория?
— Наши посетители — это в основном молодежь, и это для нас особенно приятно. По опыту работы в музейной сфере я знаю, что привлечь публику от 21 до 35 лет — одна из самых сложных задач. Но у нас получилось заинтересовать молодую аудиторию. Причем среди посетителей не только дизайнеры и архитекторы, которых мы ожидали увидеть, но и много специалистов в области информационных технологий, например. Это довольно любопытно и требует дальнейшего анализа.
— Какие выставки самые популярные у такой публики?
— Недавно у нас был мегауспешный проект — фотовыставка Александра Родченко. Казалось бы, его фотографии всем знакомы, но для молодежи эти работы стали настоящим открытием. Выставка оказалась невероятно популярной, думаю, во многом благодаря необычной концепции, через дневниковые записи Родченко. Это был такой трогательный, почти интимный взгляд на его творчество. Но жанр фотографии молодая аудитория вообще хорошо воспринимает, он понятен. Так, Родченко иногда называют родоначальником селфи, и многие из его приемов и композиций используют в повседневных фотоснимках. Мы даже проводили конкурс в соцсетях, где участники могли создавать свои фотографии в стиле Родченко. Это еще больше подогрело интерес к выставке.
К нам часто приходят кураторы со своими предложениями. Одна из с амых интересных — «Любовь в авангарде» — родилась практически случайно. Она пришла от нашего коллеги- исследователя, он получил грант в рамках нашей программы. Проект будет романтичным — он посвящен авангардной паре, Михаилу Матюшину и Елене Гуро. Их любовь и творчество переплетались в удивительном союзе живописи, музыки и литературы. Причем получилось так, что выставка выйдет как раз в феврале, почти ко дню всех влюбленных. Это совпадение, но удачное
— Как вам кажется, широкая публика понимает всю значимость и масштаб наследия конструктивистов?
— Думаю, что не вполне. И я считаю это огромной несправедливостью. Если посмотреть на Германию — там очень много центров, посвященных баухаузу. У нас же, несмотря на невероятное влияние конструктивизма на мировую художественную культуру, до недавнего времени не было ни одного музея, посвященного этому направлению. Многие архитекторы специально приезжают в Россию, чтобы посмотреть на ДК имени Русакова, дом Наркомфина, изучают наследие Родченко, Лисицкого. Театральные новации Мейерхольда влияют на мировой театр вот уже более 100 лет! И центр «Зотов» возник в том числе, чтобы исправить эту несправедливость. Очень приятно, что нас начинают узнавать не только в России, но и за рубежом. Архитекторы, дизайнеры, исследователи просят наши каталоги, интересуются нашими проектами. Надеемся, что с созданием постоянной экспозиции центр станет местом силы русского авангарда.
— Конструктивизм кажется огромной и почти неисчерпаемой темой. Будете ли вы показывать еще что-то помимо него?
— Будем, и уже начали выходить за его рамки. Например, на 2025 год запланирована выставка «20–60. Конструктивисты и нонконформисты», где мы рассматриваем линии, связывающие два направления. Это логичное расширение, ведь конструктивизм — часть русского авангарда, и через него можно раскрывать множество тем. Мы не ограничиваемся конструктивизмом в буквальном смысле. Например, кино у нас тщательно отбирают кураторы. Это не просто случайные фильмы, а картины, которые помогают людям развивать критическое мышление и проводить параллели с теми идеями, которые зародились еще в 1920-х годах.
— Вы получаете какую-то обратную связь от посетителей?
— В книгах отзывов и соцсетях регулярно появляются комментарии, и они бывают невероятно трогательными. Например, кто-то из посетителей написал: «Спасибо вам за бережное отношение к наследию моего дедушки». И это еще один неожиданный пласт нашей деятельности — связь с потомками художников и архитекторов, а также тех, кто работал на Хлебозаводе. Одним из самых ярких моментов стало знакомство с родственниками Василия Зотова, в честь которого был назван Хлебозавод № 5. Мы поддерживаем с ними отношения, они приходят на наши мероприятия, рассказывают о заводе. Например, поделились историей о фреске с девушкой и караваем. Она появилась в 1970-х между этажами завода.
На наш день рождения в прошлом году мы пригласили хор musicAeterna. Объявляя выступление, я сказала: «Если вы зададитесь вопросом, какое отношение сегодняшняя программа имеет к конструктивизму, то отвечу: никакого. Это просто красиво». Хор исполнял средневековую музыку, которая в сочетании с пространством Хлебозавода создавала какую-то незабываемую атмосферу, и это было прекрасно. В этом году мы подготовили с хором программу советской духовной музыки. Вот пример того, как мы стараемся развиваться, не ограничиваясь какими-то рамками. Мы — часть сегодняшнего города, живем в современном контексте и должны открыто его воспринимать.
— Вы упоминали перформансы и концерты с участием musicAeterna Теодора Курентзиса. Какая роль у этих событий в деле исследования авангарда? Планируете ли вы развивать междисциплинарный подход?
— Такие проекты для нас очень важны. Музыка всегда была в тесной связи с конструктивизмом. И мы с самого начала решили запустить в центре музыкальную программу, которая идет параллельно с выставочными проектами. Мы счастливы сотрудничать с Теодором Курентзисом и его коллективом, они помогли нам организовать камерную программу в центре, а также с musicAeterna dance, с которым выпустили танцевальный спектакль-фантазию «Мистерия про это». Мы активно сотрудничаем и с современными музыкантами, и с Московской консерваторией, которая проводит у нас студенческие концерты, создаем собственные музыкальные проекты. Один из них — перформанс «Конструктивно о любви», в котором актеры переработали поэзию 1920-х годов и написали к ней музыку. Еще один формат — спектакли, в том числе детские, например, «Бим в поисках Бо» режиссера и актера Александра Горчилина, ставшего одним из ключевых участников нашего театрального направления. Его постановки добавили в нашу программу особую глубину и эмоциональность.
— Есть ли у вас мечта, связанная с развитием центра «Зотов»?
— Моя большая мечта — чтобы через 30–40 лет люди продолжали приходить в центр «Зотов». Я хочу сделать это место не временным проектом, который промелькнет и погаснет за несколько лет, а долгоиграющей площадкой, как, например, Пушкинский музей. Конечно, это смелое сравнение, но мы с командой работаем для того, чтобы «Зотов» стал для людей местом притяжения, чтобы публика ходила сюда многие годы и каждый раз находила что-то важное для себя.