При участии фонда U-ART в Мульдимедиа Арт Музее в конце ноября 2019 года открылась первая масштабная ретроспектива итальянского художника Лучо Фонтаны в России. Экспозиция, занявшая четыре этажа музея, включает работы разных периодов — живопись, графику, скульптуру, керамику — дающие достаточно полное представление о творческом методе художника и его эволюции. Экспонаты предоставлены фондом Лучо Фонтаны, итальянскими музеями и частными коллекционерами.
Организация выставки стала еще одним важным этапом развития русско-итальянского сотрудничества в сфере культуры. МАММ связывают с Италией давние дружеские отношения, благодаря которым в 2011 году в стенах музея была показана крупная ретроспектива Арте повера, одного из самых ярких авангардных течений послевоенной Европы. Знакомство с искусством Фонтаны, которого наряду с художником Альберто Бурри нередко называют предшественником Арте повера, расширяет представление московской публики о художественный сцене Италии второй половины XX века.
Работы художника кажутся сегодня абсолютно современными, однако его творческий путь берет начало около века назад, в 1920-х. Сын скульптора, начавший обучение в мастерской отца в Аргентине, в первые годы своего становления Фонтана испытал сильное влияние Александра Архипенко, Аристида Майоля и Адольфа Вильдта, в классе которого он учился в Академии Брера в Милане. Позднее Фонтана вспоминал: «Я работал под руководством великого учителя, меня считали лучшим студентом курса. Сам Вильдт неоднократно говорил мне, что я продолжу его линию в искусстве. Вместо этого, как только я вышел из стен Академии, я взял массу гипса, придал ей примерные очертания сидящего человека и бросил в нее смолу. Именно так, действуя инстинктивно и даже агрессивно. Вильдт был недоволен, но что я мог ему сказать? Я очень уважал его, я был ему благодарен, но мне было интересно найти новую дорогу, дорогу, которая была бы только моей».
На поиск собственного пути ушло не одно десятилетие. В 1920-е годы Фонтана балансирует между экспрессионисткой выразительностью фигуративных образов и абстрактными экспериментами, связанными с увлечением архитектурой Ле Корбюзье и русским конструктивизмом. В 1937 году во время поездки на всемирную выставку в Париж Фонтана знакомится с лидером движения Дада Тристаном Тцара и скульптором Константином Бранкузи, видит работы Пабло Пикассо, посещает знаменитую Севрскую мануфактуру, в лаборатории которой он создает серию керамических произведений. 1940-е годы становятся решающими для формирования творческого метода художника. Вернувшись в Аргентину, он полностью посвящает себя работе с пространством и абстрактными формами. Продолжая традицию итальянского футуризма, Фонтана становится автором нескольких художественных манифестов. В первом из них —“Manifesto Blanco” («Белом манифесте») содержится призыв к преодолению границ традиционных жанров и видов искусства «живописи, скульптуры, поэзии и музыки» и включению в орбиту художника таких областей, как наука и техника, к использованию в творчестве различных медиа.
В 1947 году после возращения из родной Аргентины в Италию художник выпускает «Первый манифест спациализма» (Primo Manifesto dello Spazialismo). Его новые тезисы обобщают и подхватывают идеи, которые отчасти содержались уже в предыдущем манифесте. Фонтана убежден, что «художники предвосхищают достижения науки, а достижения науки всегда влекут за собой достижения искусства». Фонтана воодушевлен оптимистичной атмосферой послевоенной Италии и твердой верой в прогресс, его влекут новые рубежи науки и технологии. Фонтана убежден, что традиционный художественный язык устарел, назрели трансформации, и он сам непрестанно меняется — экспериментирует с материалами и формами, борется с академизмом и любыми разграничениями, преобразует и объединяет живопись со скульптурой. Рождение знаменитой серии «Пространственный концепт» в 1949 году является одним из ярчайших результатов этих экспериментов. Пронзая холст, то есть основу живописной культуры, художник отметает перегородки и отменяет различия между жанрами, устремляясь в бесконечность: «Я проделываю дыру, бесконечность просачивается с другой стороны, живопись тут не нужна».
Работы, представленные на выставке в МАММ, позволяют проследить, как на бумаге, наклеенной на холст, появляется первый вихреподобный узор из проделанных шилом отверстий, как концепция развивается, дыры становятся более упорядоченными, холст цветным и, наконец, совершается «прорыв в пространство» — появляется знаменитый цикл разрезы (“Tagli”), прекрасный и вызывающий в своей простоте. Его замысел возник в 1958-м, интенсивно развивался на протяжении всего последующего десятилетия и оставался на повестке до конца жизни Фонтаны.
К «Разрезам» он пришел в возрасте 59 лет, по итогам долгих, волновавших его еще с 1920-х годов размышлений и многонаправленных поисков новых форм искусства — и в живописи, и в скульптуре,— которые смогли бы выразить абсолютную творческую свободу. Фонтана — автор ряда тотальных инсталляций, воплощающих это его стремление. За одну из них — лабиринт из белых холстов с разрезами, построенный с помощью архитектора Карло Скарпы в 1966 году, Фонтана награжден гран-при Венецианской биеннале. Получив признание при жизни, Фонтана продолжал художественные поиски до последнего дня.
Отвергая академическую художественную традицию, он нередко вступал в диалог с различными эпохами истории искусств, как, например, с барокко в своей знаменитый серии керамических распятий, занимающих важное место в экспозиции в МАММ. Творчество Фонтаны, абсолютно уникальное по своей природе, кажется нам близким и понятным, по сути, продолжая традиции и эксперименты авангарда начала XX века и выводя их на новый уровень.
Текст: Ольга Муромцева