Алексея Явленского (1864–1941), вошедшего в плеяду самых значимых живописцев прошлого века, просвещённая петербургская публика знает. Эта же публика что-то когда-то слышала о его сыне Андреасе (1902–1984), но до нынешней весны не была знакома с его творчеством. Теперь в залах Михайловского замка российские зрители сравнивали, сопоставляли или просто смотрели через призму семейной истории на работы таких разных ближайших родственников
Совместная выставка при жизни обоих Явленских успела состояться только одна — в Берлине. Учитывая, что и отец, и сын жили и творили вдалеке от России, произведений их в нашей стране ничтожно мало. Дочь Андреаса Ангелика Явленски-Бианкони решила эту ситуацию исправить и показать наследие отца на его родине, поскольку он тоже сложился в очень интересного и самобытного художника.
Блестящее военное будущее её деда Алексея Явленского, как всем казалось, было предопределено. Однако в 32 года он ушёл в оставку, чтобы посвятить свою жизнь живописи. В Петербурге он успел поучиться у самого Ильи Репина. Обзаведясь после переезда в Германию фамильной приставкой «фон», Алексей поступил в частную художественную школу Антона Ашбе. Воспитанники этого заведения потом стали один другого знаменитее — Кузьма Петров-Водкин, Василий Кандинский или Давид Бурлюк, состоявшийся не только как поэт.
…Совместная выставка при жизни обоих Явленских успела состояться только одна — в Берлине. Учитывая, что и отец, и сын жили и творили вдалеке от России, произведений их в нашей стране ничтожно мало…
Творческий стиль Явленского на протяжении многих лет формировался под влиянием различных художников той эпохи. Всё началось с великого учителя, реалиста Репина, затем было увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом и восхищение Ван Гогом. Цвет стал главным инструментом живописи в период вдохновения фовизмом и знакомства с Анри Матиссом. А ещё Алексей входил в творческое объединение «Синий всадник», созданное всё тем же Кандинским в дуэте с выдающимся немецким экспрессионистом Францем Марком. Последний отметил, между прочим, талант Явленского-младшего. После переезда в Швейцарию, где, как известно, натуру искать не надо, художник начал создавать цикл работ «Вариации», посвящённый ландшафтной тематике.
Серии «Мистические головы», «Абстрактные головы» и «Лики спасителя» художник писал, вдохновляясь русскими и византийскими иконами, и получил прозвище «иконописец XX века». Последний период его творчества ознаменовался прогрессирующей болезнью суставов. В какой-то момент круговые движения уже не удавались и более тысячи «медитаций» на небольших листах бумаги совершались широкими горизонтальными, вертикальными и диагональными мазками, причём кисть приходилось поддерживать другой рукой. Так эксперименты вылились в новую манеру живописи, когда ощущение условности на картине достигает предела, а цвет становится скорбным. Историки исскуства уверяют, что аналогов таким произведениям в XX веке нет.
На выставке каждый период творчества художника документировали несколько его работ. Нельзя было придумать более точного названия для проекта, чем «приключения цвета». Когда-то Явленский даже разработал собственную колористическую систему. Цвет его предельно интенсивен и сам по себе является объектом произведения.
СКВОЗЬ ТЕНЬ
И легко, и трудно быть сыном выдающегося художника. Легко, потому что в самом раннем возрасте, когда тебе лет пять, отец, видя твои способности, ставит тебе объекты для натюрморта и позволяет работать в своём ателье. Потому что с гордостью показывает гостям повешенные на стену яркие детские рисунки и требует от тебя для твоего же блага по одному сюжету в день. Трудно, потому что быть сыном прославленного человека — почти непосильный груз. Все вокруг твердят, что двух гениальных артистов в семье быть не может, а ты сам пытаешься доказать не столько отцу и его знаменитым коллегам, сколько себе, что быть художником — это и твой путь.
В ранних работах ощущается влияние отца-вдохновителяи отца-наблюдателя, впрочем, у цвета Явленского-младшего были свой путь и свои приключения. В натюрмортах, пейзажах и жанровых сценах русской жизни чувствуется сказочная аура.
…Палитра позднего периода творчества Андреаса фантастически выразительна. На выставке публика увидела наполненные солнцем и воздухом пейзажи и портреты…
Ещё в юном возрасте Андреас начал писать пейзажи Отечества, которого никогда в жизни не видел. Во время войны он наконец попал на родину, но как враг. В военном плену он уже ожидал смертной казни, однако приговор был смягчён, и Явленский оказался в трудовых лагерях Сибири. Война не пощадила и его произведения. Во время бомбардировки Висбадена, города, где экспрессионист жил с 20 лет, погибла большая часть его ранних работ. Через 10 лет художник вернулся в Европу и прожил там до конца своих дней.
Палитра позднего периода его творчества фантастически выразительна. На выставке публика увидела наполненные солнцем и воздухом пейзажи и портреты. В конце жизни он оставил творчество и сконцентрировался на создании семейного архива. Как живописец он так и остался в тени славы знаменитого отца, но своими самобытными работами увековечил не только своё, но и родительское имя.