В Гостином дворе прошла десятая церемония вручения премии Государственного центра современного искусства «Инновация». Пространство, в котором получают награды лауреаты конкурса, само по себе вновь стало произведением искусства.
В этом году работы, отобранные экспертным жюри на конкурс, имели выраженную социальную направленность. Если в прошлом году «Инновация» говорила о фигуре современного художника, о том, кто он такой и как он общается со зрителем, то сегодня, по словам куратора выставки номинантов Ирины Горловой, все проекты говорят о том, как художник общается с окружающей действительностью.
получила инсталляция Ирины Кориной «Припев» в номинации «Произведение визуального искусства». Работа связана с постперестроичным периодом жизни нашей страны и, по словам Ирины, стала для нее знаковой. — Вдруг все рухнуло и превратилось в полную фрустрацию и разочарование, — говорит художник.
— Куда мы попали, где оказались? Слышится знакомая завораживающая песня. В песне есть буря, которой нет, искусственно созданная, но как настоящая. И возникает бессмысленная, утопическая надежда на то, что всё может меняться…
С другой стороны, это заранее известное, зацикленное меланхолическое действие – как припев, каждый раз успокоительно повторяющийся. Где всё новое – уже заведомо старое. Это как явная плачевность и тоска курортных декораций, в которых тем не менее всегда остаётся то непонятное и необъяснимо притягательное, куда никогда не удастся проникнуть. Там – обещания грядущих событий, о которых мы знаем всё заранее и которые уже видятся как прошедшие. Это гипнотизирует меня.
Огромный черный куб, установленный в центре атриума, отсылает нас к важной дате – столетию «Черного квадрата». Однако, с началом церемонии, грани куба превратились в экраны, а в роли ведущего и хора выступили роботы.
была признана выставка Петра Белого и Александра Теребенина «Сигнал». Она объединила более 50 авторов, которые интегрировали свои художественные работы в заброшенное пространство конструкторского бюро. Две тысячи квадратных метров превратились в энциклопедию современного искусства Петербурга.
победителей сразу два: это монография Игоря Чубарова «Коллективная чувственность: теории и практики левого авангарда», получившая также специальную премию Культурно-благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство», и научно-исследовательское издание Анны Романовой и Галины Метеличенко «Острова Юрия Соболева».
Работа Игоря Чубарова посвящена феномену русского левого авангарда, представленного, прежде всего произведениями конструктивистов, производственников и фактографов 1920−х годов. Левый авангард понимается автором как социально-антропологическая практика, нимало не теряющая в своих художественных достоинствах из-за сознательного обращения художников к решению политических и бытовых проблем народа.
Книга «Острова Юрия Соболева» стала итогом многолетней исследовательской работы, посвящённой восстановлению творческого наследия художника. Принято считать, что способность мыслить проективно и работать параллельно в разных медиа – примета новейшего времени и новейшего искусства. Но Юрий Соболев уже в конце 1960−х годов реализовывал проекты, в которых применял идеи и наработки из самых разных медиа того времени. Авторский коллектив книги включает специалистов по истории искус-ства и театра, графическому и аудиовизуальному дизайну и кинокритиков.
Михаил Миндлин со всей командой «Инновации» проделал за прошедшие 10 лет огромную работу. И я рад, что наш фонд также все эти годы вносил свой вклад в развитие и продвижение премии. Как точно отметил Михаил Пиотровский, наверное, не существует обособленного современного искусства, есть просто искусство. И наша история показывает, что все современное становится очень хорошим фундаментом для будущего. Сегодня весь наш авангард является тем фундаментом и колоссальным богатством, которое мы с удовольствием показываем, и которым восхищаются миллионы людей. Конечно, это достояние нужно беречь, изучать, рассказывать о нем. В этой связи я считаю важным вручить специальную премию фонда U-Art: Ты и искусство Игорю Чубарову за монографию «Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда».
Как всегда, двое внеконкурсных лауреатов были известны заранее. Приз за творческий вклад в развитие современного искусства присужден Андрею Монастырскому, а премию за поддержку современного искусства России получил Михаил Пиотровский. В прошлом году возглавляемый им Эрмитаж стал местом проведения биеннале молодого европейского искусства «Манифеста». – Я очень тронут этой наградой, «Манифеста» была для нас действительно важной вещью, — говорит Михаил Пиотровский. — И у нас получилось сказать то, что мы хотели. Во-первых, мы хотели показать, что никакого современного искусства на самом деле нет, есть просто искусство, которое говорит все на том же языке. И второе, что хорошее искусство может прекрасно жить без провокаций и при этом говорить о самых высоких вещах на свете — отметил директор Эрмитажа.
победил мультимедийный перформанс Евгении Долининой, Веры Коняшовой, Романа Кутнова, Александра Лещева, Глеба Нечаева, Марины Рагозиной и Марии Сокол «Смерть Тарелкина».
В фокусе произведения — острые темы современности, прежде всего вопросы о допустимости повсеместного негласного наблюдения и балансе между защитой персональных данных и обеспечением национальной безопасности.
Трудно представить, что всего 10 лет тому назад мы провели первый конкурс. За эти годы, на мой взгляд, конкурс доказал свою востребованность, популярность, необходимость в профессиональном сообществе. И я надеюсь, что если нам удалось прожить эти 10 лет, то и следующие 10 нам удастся быть актуальными.
стала передвижная выставка Евгения Стрелкова и Андрея Суздалева «Ниже Нижнего: новейшие опыты околоволжского краеведения», поднимающая вопросы о границах домысла в современной музейной реконструкции. Работа подталкивает зрителя критически подходить к музейной и, шире, исторической и социальной мифологии.