Событие

20.11.2019
Монографическая выставка работ Лучо Фонтаны пройдет впервые в Москве.
Concept Spatial, 1964

Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в Москве представляет ретроспективную выставку звезды итальянского и мирового современного искусства Лучо Фонтаны, созданную в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтаны. Экспозиция, включающая более 60 работ художника из Фонда Лучо Фонтаны, итальянских музеев и частных коллекций, дает возможность проследить эволюцию творчества художника от фигуративных работ к абстракциям, разрушающим традиционное представление о картине. Фонд «U-art: Ты и искусство» выступил одним из партнеров проекта.

Лучо Фонтана родился в 1899 году в Аргентине, в семье выходцев из Италии. Первый художественный опыт получил уже в детстве, когда в возрасте десяти лет начал работать подмастерьем в мастерской своего отца, скульптора Луиджи Фонтаны. В 1929 году он окончил Академию Брера (Милан). Во время Второй мировой войны жил и работал в Аргентине, а в 1947 году вернулся в Италию и опубликовал «Первый манифест спациализма» (Primo Manifesto dello Spazialismo), написанный совместно с критиком Джорджо Кайссерляном, философом Беньямино Йопполо и писательницей Миленой Милани. С этого момента в творчестве художника открывается совершенно новая глава. Лучо Фонтана ставит глобальный вопрос о взаимодействии искусства и науки, научно-технического прогресса и новых пластических средств и форм выражения.

Благодаря работам Лучо Фонтаны в послевоенном итальянском и мировом искусстве произошли тектонические изменения. Когда мы говорим о творчестве этого художника, в памяти в первую очередь всплывают работы из знаменитых серий «Разрезы» (Tagli) и «Дыры» (Buchi). Между тем, творчество Фонтаны — это не просто огромный набор инновационных приемов в использовании бесконечно разнообразных пластических материалов. Это глубокое философское размышление об окружающем нас безграничном универсуме и о том месте, которое в нем занимает стремительно меняющаяся под напором научно-технического прогресса человеческая цивилизация, а также рефлексия над тем, что есть глубинный смысл понятия «свобода».

Lucio Fontana. Spatial concept. Fragment. 1949

Фирменные дыры (buchi) на работах Лучо Фонтаны были для художника выходом в новое, бесконечное измерение. Свет, обнаруженный за пределами сакрального для мира искусства пространства холста, оказался выходом в космос. И здесь идеи Фонтаны о том, что искусство может предвосхищать научные открытия так же, как научно-технический прогресс не может не влиять на художественное творчество, артикулированные в подписанных им манифестах, проявляют свою провидческую силу. Первый космический спутник будет запущен СССР в 1957 году, десять лет спустя после «космических прорывов» Лучо Фонтаны. За освоением космоса Лучо Фонтана будет следить внимательно и страстно. Одну из представленных на выставке в МАММ работ, «Пространственная концепция. Ожидание» (Concetto spaziale, Attesa) 1965 года, художник подписал: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра».

Параллельно с поисками новой свободы за пределами холста, в сороковые годы Фонтана продолжал работать как скульптор, строя диалог с историей мирового искусства, его большими стилями и, прежде всего, стилем барокко, который оказался наиболее релевантным страстной эмоциональной природе самого художника. На выставке в МАММ будут представлены четыре скульптуры этого периода, а также двенадцать керамических распятий (керамика — один из излюбленных материалов Фонтаны). Керамические покрытые цветной глазурью распятия Фонтаны, созданием которых он занимался с 40-х по 60-е годы, раскрывают глубокую взаимосвязь духовных и художественных поисков художника.

Lucio Fontana. Ritratto di Teresita, 1940. Mosaic. Fondazione Lucio Fontana, Milan. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

В 1958 году Лучо Фонтана начнет свой самый известный цикл, «Разрезы» (Tagli), над которым будет работать до конца своей жизни. В этом цикле в картинах, объединенных названием «Пространственная концепция. Ожидания» (Concetto spaziale. Attese), появятся легендарные разрезы (tagli), которые станут кульминацией его духовных поисков и пластической презентацией его веры в бесконечность. Картина окончательно перестает быть пространством отражения материального мира, превращаясь в форму репрезентации концептуальных идей.

Concept Spatiale, 1958

Уже в 1949 году в миланской галерее Навильо (Galleria del Naviglio) Лучо Фонтана представил первую работу из серии «Пространственные среды» (Ambienti spaziali) — «Пространственная среда в черном свете» (Ambiente spaziale a luce nera). Используя современные термины, эту выставку Лучо Фонтаны можно было бы назвать одной из первых тотальных инсталляций. Стратегия предъявления зрителю художественных объектов принципиально заменяется концептом погружения зрителя в тотально преображенную среду, которая открывается ему в активном интерактивном контакте. В этой инсталляции Лучо Фонтана использует прием, столь любимый современными художниками, – применяет флуоресцентные краски, проступающие в «черном» свете, проявляющем их свечение. Свет, который Фонтана открыл в своих дырах и прорезях, здесь становится главным выразительным элементом.

Поиски света приводят Фонтану к работе с неоном, с помощью которого он создавал «Пространственные среды» (Ambienti spaziali). Начиная с 60-х годов неон прочно войдет в художественную практику, его до сих пор использует множество художников.

В последнем, возможно, наиболее продуктивном периоде своего творчества, Лучо Фонтана создаст два новых цикла, работы из которых представлены на выставке в МАММ. Это «Кванты» (Quanta) 1959—1960 годов, представляющие собой многоугольные фрагменты холста, которые могут быть расположены в пространстве в произвольных сочетаниях, а также цикл «Маленькие театры» (Teatrini), который он создает в 1964—1966 годах. В этом цикле он соединяет живописные и скульптурные элементы, создавая новое многослойное пространство. В «Маленьких театрах» прослеживается связь с его предыдущей скульптурной серией «Натура» (Nature), работы из которой также будут представлены на выставке.

В начале XXI века современное искусство снова стоит перед проблемой поиска путей своего развития. Новые цифровые технологии, VR, дополненная реальность, появление нейронных сетей, а также социальные сети, ставшие реальностью сегодняшнего дня, заставляют нас заново переосмыслить мир, в котором мы живем. У искусства, как и науки, есть логика саморазвития. Взаимодействием этих двух сфер духовной жизни человечества и занимался Лучо Фонтана — патриарх итальянского искусства XX века, чье творчество было отмечено Гран-при 33-й Венецианской биеннале 1966 года.

Знакомство с работами Лучо Фонтана дает важный импульс к поиску новых путей развития искусства сегодня.

Кураторы выставки: Ольга Свиблова и Елена Джеуна

Выставка будет работать с 27 ноября 2019 — 23 февраля 2020 в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Выставка проводится при поддержке:

Департамента культуры города Москвы

Посольства Италии в РФ

Итальянского института культуры в Москве

Культурно-благотворительного Фонда U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых

Группы компаний Unident

Банка Интеза Санпаоло

Lavazza

(По материалам пресс-службы Мультимедиа Арт Музея, Москва)