Текст: Павел Осетров
Фото: Иван Новиков-Двинский, Евгений Евтюхов
Московский фестиваль VIVACELLO отличается от других не только посвящением виолончельной музыке и масштабом. Это чрезвычайно редкий проект, суть которого – не выставка достижений, не слет друзей, не попытка угодить публике хитами, звездными именами и блеском виртуозности. VIVACELLO, как видится, взял моду уходить от тривиальных слушательских ожиданий, хоть и возлагает на слушателя определенные надежды. Фестиваль стремится углубиться в зону эксперимента, максимально расширить горизонты и создать нечто совершенно новое, свое.
И речь идет не только о премьерах – обязательном условии фестиваля, которому строго следуют организаторы. И не только о дебютантах, все более самобытных и неординарных. Новыми могут быть и комбинации, форматы, ракурсы. Арт-директор VIVACELLO Борис Андрианов не устает испытывать судьбу в креативном поиске, а его творческие партнеры, меценаты Ивета и Тамаз Манашеровы, нередко ощущая легкое покалывание в сердце от встречи с неизвестным, таки дают генератору идей карт-бланш, ну а победителей, как известно, не судят.
Весной, когда Борис Андрианов и фонд U-Art проводили фестиваль камерной музыки VIVARTE в Третьяковской галерее, одним из самых ярких и необычных его событий стала программа «Путь на Восток». Возможно, уже тогда Борис знал, что этот путь он продолжит с коллегами осенью – на виолончельном фестивале, а заодно успеет, если постарается, символически развернуться в сторону Запада, а там уж и Юга.
«В какие бы времена ни жил человек, в какой бы части света и при каких температурах ни существовал, есть только один культурный код для всех и каждого, не связанный с этническими, ментальными, географическими и политическими особенностями. Это непреодолимая тяга к гармонии – и в музыке, и в мире!» – говорит музыкант.
На семнадцатом фестивале VIVACELLO гармонию искали в Египте и Чехии, Бразилии и Венгрии, Австрии и Италии, Франции и Монголии, Аргентине и Румынии и много где еще. Презрев границы и сложности, проект по-прежнему гордо несет свой международный статус. На одном только открытии на сцене Зала Чайковского собрались россияне, француз, монгол, иорданец и серб.
«Природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное… Так и все мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал», – рассуждал Аристотель, а с ним и другие ученые мужи. На VIVACELLO гармонию искали и находили в ансамбле виолончели с ее предшественницей, барочной виолой да гамба; в джеме маститых джазменов и молодых академистов, еще не нюхавших пороху живых импровизаций; в электронном саунде и резковатой манере фольклорного пения в акустическом пространстве консерваторского зала; в сочетании древней «лошадиной скрипки» или старинного арабского хордофона с каноническим составом симфонического оркестра; в игре асимметричных метров и симметричных ладов, бесхитростного аккомпанемента и затейливой мелодии.
Не менее интересно наводить мосты между программами, разнесенными по разным дням. К примеру, обнаружить нечто общее между триптихом «Молдавские вина» Георгса Пелециса – одой виноделам и их напиткам, написанной специально по заказу VIVACELLO (мировая премьера состоялась на открытии), и знаменитой пьесой «Колокола святой Женевьевы», созданной 300 лет назад великим гамбистом Мареном Маре. Живой классик Пелецис, как известно, пришел к своему пониманию «новой простоты» в музыке через минимализм, но, как показывает Маре, оперировать повторяющимися мелодико-гармоническими паттернами композиторы хорошо умели и в те далекие времена.
Не менее интересно наводить мосты между программами, разнесенными по разным дням. К примеру, обнаружить нечто общее между триптихом «Молдавские вина» Георгса Пелециса – одой виноделам и их напиткам, написанной специально по заказу VIVACELLO, и знаменитой пьесой «Колокола святой Женевьевы»
Марен Маре «Колокола св. Женевьевы»
Исполняют Роман Викулов, Руст Позюмский, Александра Коренева, Дмитрий Илларионов и Борис Андрианов
Впрочем, как говорят знатоки, если копнуть, в недрах барочной музыки можно найти много новаторских идей и способов выражения, опережающих свое время, предвосхищающих открытия и завоевания модерна. И если клавесинистка Александра Коренева называет пьесу «Головокружение» Руайе хард-роком от барокко, то более точного эпитета не найти. Как невозможно не поверить хедлайнеру программы «Французское барокко» в ДК «Рассвет», гамбисту Русту Позюмскому, что в изящных сочинениях галантного века слышится ощущение предстоящей (революционной) катастрофы.
В финале концерта, «Безумном хороводе», Небойша Живкович рассказывает «оптимистическую балканскую сказку» с применением сложных метров и народных ладов, прежде всего цыганского
Или взять Двойной концерт для виолончели и ударных с оркестром композитора-перкуссиониста из Сербии Небойши Живковича, представить который российской публике приехал сам автор (и исполнил одну из сольных партий, доверив вторую дебютанту фестиваля, виолончелисту-виртуозу Ивану Сендецкому). В финале концерта, «Безумном хороводе», Живкович рассказывает «оптимистическую балканскую сказку» с применением сложных метров и народных ладов, прежде всего цыганского. И кто бы мог подумать, что те же добродетели – лады (в том числе цыганский) и нетривиальная ритмика – высветятся неделю спустя в бессмертной композиции Nardis Майлза Дэвиса. В числе прочего она послужила основой для совместного музицирования Леонида и Николая Винцкевичей (с коллегами по джазовому цеху) и славной команды виолончелистов – шестерых юниоров и Бориса Андрианова – в рамках Лаборатории свободного творчества.
Новый формат фестивального события – Лабораторию свободного творчества – предложила организаторам VIVACELLO руководитель Всероссийской виолончельной академии Анастасия Ушакова, и два проекта объединили свои усилия. Мастер-курс, или, как сейчас говорят, интенсив стал для шестерки молодых виолончелистов (в возрасте от 15 до 19 лет) чем-то вроде курса по экстремальному вождению, а для фестиваля Бориса Андрианова – естественным продолжением многолетней VIVACELLO-академии. И даже если не все ученики за пару недель в полной мере научились импровизировать (Винцкевичи, приглашенные в состав кураторов, поначалу усомнились в успехе предприятия), совершенно точно все получили множество возможностей выйти за пределы своих навыков и установок. Опытному слушателю не составило труда выделить самого яркого юниора, и ничуть не удивительно, что именно ему – Ярославу Шмидту, студенту Московской консерватории – в итоге досталась ежегодная премия фестиваля VIVACELLO «Большие надежды».
Руководитель Всероссийской виолончельной академии Анастасия Ушакова и арт-директор VIVACELLO Борис Андрианов
Даже если не все ученики за пару недель в полной мере научились импровизировать, совершенно точно все получили множество возможностей выйти за пределы своих навыков и установок
Мастер-виолончелист Георгий Гусев (еще один дебютант фестиваля), царивший на сцене Рахманиновского зала большую часть «отчетного концерта» участников Лаборатории, священнодействовал, задавал вектора, вдохновлял и подавал пример, направляя живую энергию молодости в творческое русло. «Импровизация в моей жизни присутствует уже очень давно, – рассказывает Георгий, – и, к счастью, моя жизнь сложилась так, что я достаточно много путешествовал и продолжаю это делать. Как музыкант и человек, который воспринимает мир через музыку, я всегда стараюсь любое новое место, куда я приезжаю, изучать через музыку локальную или традиционную, через произведения уличных исполнителей и серьезных современных коллективов. Поэтому то, что сегодня происходило на сцене, для меня очень родное, по чему я как академический музыкант, который тоже учился в стенах консерватории, всегда скучаю, когда этого в жизни не так много».
На каком-нибудь другом фестивале балканский концерт Живковича или шотландская народная песня Scarborough Fair стали бы наибольшей экзотикой, и курский наигрыш «Тимоня» не затмил бы их (все это звучало в программах). Однако VIVACELLO выступил в роли Всемирной выставки в Париже, представив на открытии двух восточных родственников виолончели – антуражем и выразительными возможностями. Исполнить с МГАСО Концерт для морин хуура с оркестром монгольского классика ХХ века Бямбасурэнгийна Шарава специально из Монголии прилетел Энхжаргал Дандарваанчиг. Он впервые выступил в Москве – в роскошном национальном костюме и с двумя разнонастроенными инструментами, которые менял от части к части. Живописал звуками буддийские храмы и бешеный галоп лошадей в степи. «У нас в Монголии говорят: если человеку в жизни повезет, хотя бы однажды он сможет выпить воду из золотой чаши. Сегодня для меня – именно такой день», – поделился музыкант после концерта.
Заменить внезапно сошедшего с дистанции египетского исполнителя на арабском ребабе из Иордании спешно вылетел Фади Хаттар, уроженец Египта, ныне профессор Национальной музыкальной консерватории в Аммане. Чередуя ребаб и современную виолончель (Борис Андрианов предоставил гостю свой инструмент работы Карло Бергонци), Хаттар играл аранжировки и композиции своего консерваторского коллеги, египтянина Мохамеда Усмана Сидика.
Арабскую музыку москвичи приняли с восторгом, уяснив, что и на другом конце земли люди любят благозвучие и равномерную темперацию
Арабскую музыку – вполне себе экзотическую – москвичи приняли с восторгом, уяснив, что и на другом конце земли люди любят благозвучие и равномерную темперацию, а витиеватая мелодика не помеха простой гармонической схеме, да и чередование энергичных разделов с лирическими выглядело хорошо знакомым.«Мне доставило огромное удовольствие играть здесь, – признался Фади Хаттар. – И я очень благодарен счастливому совпадению, благодаря которому всё это стало возможным».
Пожалуй, наибольшим отклонением от традиционного образа филармонической программы предстал финальный опус фестиваля – виолончельный концерт «Святые и грешники» американского композитора Кори Аллена, перепаявшего академические традиции, джаз и жанры бразильской национальной музыки. Свою лепту в подготовку мировой премьеры внес джазовый корифей Леонид Винцкевич, в чьей редакции и прозвучало сочинение. Солировал Борис Андрианов, а джазовый квартет отца и сына Винцкевичей преобразил инструментальный концерт, который завершился по-настоящему драйвовым джемом и овацией.
Наибольшим отклонением от традиционного образа филармонической программы предстал финальный опус фестиваля – виолончельный концерт «Святые и грешники» композитора Кори Аллена
Новая музыка, как известно, требует неравнодушного пропагандиста. Для концерта Аллена таков Леонид Винцкевич, для живописной лирической пьесы «На море» итальянца Роберто ди Марино – альтист Максим Новиков (в дуэте с Борисом Андриановым он преподнес мировую премьеру на открытии), для Диптиха для виолончели и домры с камерным оркестром Ефрема Подгайца – домристка Екатерина Мочалова (московскую премьеру с ней разделил все тот же Борис Андрианов). Дуэт-концертино для кларнета и фагота с оркестром Рихарда Штрауса, казалось бы, вещь не новая, но раньше никому не приходило в голову играть партию фагота на виолончели, а Игорю Фёдорову и Борису Андрианову пришло, и на закрытии случилась еще одна своего рода премьера.
Кори Аллен, «Святые и грешники» – концерт для виолончели с оркестром. Редакция Леонида Винцкевича. Мировая премьера
Но Борис Андрианов – не только пропагандист (и заказчик) новой музыки, он также пропагандист новых имен, а еще пропагандист и мотор фестивального движения. Где же еще можно познакомиться с интересными людьми, такими же пытливыми личностями, творящими историю. Именно на фестивале – в Клайпеде – Борис Андрианов встретился с румынским коллегой Разваном Сумой, высококлассным виолончелистом, который старается быть разносторонним музыкантом (играет все от классики до танго до рока, делает оригинальные аранжировки для виолончельного квартета и т.д.), и тоже энтузиастом фестивального движения в своей стране.
«Виолончель в сравнении с другими инструментами имеет куда более широкие тембровые и диапазонные возможности, и в этом ее преимущество, – говорит Сума. – Она хороша и соло, и в ансамбле, и в оркестре. Виолончелисты вообще любят объединяться и формируют свое международное комьюнити. Будучи виолончелистом, ты чувствуешь себя частью большой семьи».
По приглашению VIVACELLO Разван впервые выступил в России – с самым что ни на есть конвенциональным сольным концертом. Свою программу в дуэте с пианистом Андреем Коробейниковым, куда вошли сочинения Шумана, Брамса, Энеску, Бартока, Дворжака и Мартину, артист назвал «музыкальным путешествием от Германии до Восточной Европы». Дополнил британским бисом («Привет любви» Элгара), ставя еще одну точку на пестрой географической карте фестиваля.
Текст: Павел Осетров
Фото: Иван Новиков-Двинский, Евгений Евтюхов