Событие

23.11.2024
Дарья Филиппова: «Конструктивизм сегодня актуален не меньше, чем 100 лет назад»

[Что только ни планировали разместить в здании Хлебозавода № 5, когда шло благоустройство района: и бизнес-центр, и фудкорт, и фитнес-клуб. Но случилось чудо: памятник конструктивизма стал выставочным центром, посвященным… конструктивизму. Редкая удача для культурного объекта 20–30-х годов прошлого века и для русского авангарда в целом. Мы поговорили с генеральным директором центра «Зотов» Дарьей Филипповой о том, как появилась эта уникальная площадка и как идеи конструктивизма работают в современной городской среде

Беседу вели: Марианна Лесакова, Яна Клевцова          

Центр «Зотов» — культурное пространство, где оживают идеи конструктивизма — авангардного направления, оказавшего огромное влияние на все искусство ХХ века. Центр расположен в здании бывшего Хлебозавода № 5 — живом воплощении ар­хитектурной мысли того времени. В «Зотове» можно посетить выставки, посмотреть фильмы, спектакли, купить книги, послушать музыку и просто насла­диться творческой атмосферой авангарда.

— Дарья, у Хлебозавода № 5 удивительно счастливая судьба. Как удалось создать здесь культурный центр?

— Это история о том, как во времени и пространстве совпало несколь­ко факторов. Отчасти помог статус здания — это памятник архитектуры. Стоимость реставрации, требование сохранить оригинальный облик делали любую коммерческую идею слишком затратной. Но, конечно, главную роль сыграла инициатива наших партне­ров — архитектурного бюро SPEECH Сергея Чобана и главы ВТБ Андрея Костина. Благодаря общим усилиям всей команды и поддержке банка ВТБ мы смогли реализовать проект, который сегодня стал популярным культурным пространством, а в будущем, я на­деюсь, превратится в полноценный музей конструктивизма.

Хлебозавод-автомат № 5. Фотография сделана до 1936 года

— Изначально это был завод для произ­водства хлеба, новаторское промышлен­ное здание начала XX века. Сложно было адаптировать такое пространство к но­вым целям и современным требованиям?

— Мы с самого начала определили, что хотим проводить выставки на уровне с мировыми музеями, а значит, нужны специальные климатические условия, хранилища для экспонатов, подъем­ники и прочные перекрытия. Казалось бы, сегодня это элементарные вещи, но для здания с такой историей это оказалось непросто. Потребовались нестандартные решения. Например, большое количество коммуникаций пришлось спрятать в полы, магазин по всем правилам должен быть на выходе, но у нас, по техническим причинам, он оказался на четвертом этаже. Вопреки всем опасениям это не стало препятствием для посетителей. У нас уникальный подбор книг, и некоторые приходят к нам ради них. Или лест­ницы: люди замечают, что они узкие и крутые, во многом неудобные, но это заводская архитектура, мы не могли их переделывать. Это часть истории здания. Мы сознательно оставили многие элементы в оригинальном виде: плитка и стены выглядят, как лоскутное одеяло из разных материа­лов. И это придает нашему простран­ству ту самую аутентичность, которая делает его особенным.

— Вы создавали «Зотов» с нуля, с идеи. Получилось ли то, что задумывалось с самого начала?

— Как только мы поняли, что Хле­бозавод № 5 — идеальное место для центра, посвященного конструктивизму, все закрутилось само собой. Это здание — яркий пример конструкти­вистской архитектуры, и мы решили, что оно должно стать музеем, который не только хранит память об этом яв­лении, но и рассказывает о нем. Такое сочетание — объект и музей в одном.

Как только мы с Сергеем Чобаном обсудили эту идею, концепция стала рождаться на глазах: программы, вы­ставки, команда — все быстро обрело форму. Идея была настолько мощной, что сама начала двигать весь процесс. Ведь конструктивизм — не просто направление, это методология, кото­рая вдохновляет на создание чего-то нового. Мы стараемся привнести это в наши современные проекты. «Зо­тов» — место, где конструктивизм живет в каждом элементе: от архитек­туры до культурных событий.

— Те, кто впервые приходит сюда, сразу отмечают особенную атмосферу домашнего уюта. Я думаю, это связано с памятью места. Мы постарались сохранить хлебный теплый дух, несмотря на то что мы находимся в производственном здании с индустриальной историей. Можно сказать, раньше здесь пекли хлеб, а мы «печем» культуру

— Как вы думаете, конструктивизм сегодня актуален?

— Многие воспринимают это явление как нечто ограниченное во времени — говорят, что направление было ярким, но коротким. Но конструктивизм до сих пор окружает нас повсюду. Боль­шинство концепций в современном дизайне, архитектуре и искусстве имеют корни именно в этом направ­лении. Простота форм, функциональ­ность — все пришло оттуда. Мы видим это в архитектуре, где важна не только эстетика, но и практическое приме­нение каждого элемента. В дизайне — лаконичные линии, четкие формы, отсутствие лишней декоративности. В кино он заложил основы монтажа, ракурсов, композиции. Но важнее то, что конструктивизм дает неверо­ятную свободу для творчества. Его актуализация может продолжаться бесконечно. Мы экспериментируем с разными медиа, как это делали сами конструктивисты, не ограничивая себя какими-либо рамками.

Выставка «Логос: голос конструктивизма»

— Чего публика ждет, приходя в «Зотов»?

— Часто на выставках я слышу, что посетители приходят с ожиданием увидеть что-то знакомое — ведь есть определенный пласт конструктиви­стских работ, довольно известных по коллекциям Русского музея или Тре­тьяковской галереи. Люди их знают и готовятся к чему-то привычному. А потом удивляются: «Мы думали, что увидим одно, а оказалось, тут совсем другое!» Это как раз то, что отлича­ет «Зотов», — наши кураторы всегда находятся в поиске редких архивов и вещей, которые раньше не выстав­ляли, и творчески с ними работают. Мы активно стремимся к тому, чтобы укрепить позицию полноценной ин­ституции, интегрированной в куль­турное сообщество.

— Вы сотрудничаете с коллегами, которые занимаются конструктивизмом?

— Да, мы не просто выставляем рабо­ты — мы создаем пространство для об­мена знаниями. У нас есть издательская программа: мы выпускаем не только свои каталоги, но и поддерживаем издания наших коллег. На сайте центра есть форма, где любой исследователь может подать проект, и наши специа­листы каждый из них рассматривают. Кроме того, мы учредили грантовую программу для исследователей кон­структивизма. В ноябре планируем провести первую крупную конферен­цию, посвященную этой теме. Нам важ­но не только сохранять и показывать, но и создавать центр, где искусствове­ды и другие научные работники могут обмениваться знаниями и продвигать исследования в этой области.

— То есть «Зотов» уверенно идет к тому, чтобы стать серьезной музейной институцией. А как насчет постоянной экспозиции?

— Изначально мы ее не планировали, так как у нас не было и нет собственной коллекции. Сейчас мы работаем в этом направлении, потому что видим запрос от аудитории. Люди хотят увидеть полную картину, которая отражает ключевые мо­менты в истории конструктивизма, — хро­нологию, события, важных авторов и их работы. Это невозможно сделать выстав­ками, даже масштабными. Кроме того, мы поняли, что слишком большие экспозиции перегружают зрителя — люди за два часа не могут осилить весь контент. Поэто­му мы решили сделать компактную, но глубокую подборку на одном из этажей. Уже создали небольшой хранительский отдел — пока у нас такая микромодель музея. И я думаю, что с развитием посто­янной экспозиции наш центр станет еще более значимым для посетителей.

— Кто приходит в центр «Зотов», кто ваша аудитория?

— Наши посетители — это в основном молодежь, и это для нас особенно приятно. По опыту работы в музейной сфере я знаю, что привлечь публику от 21 до 35 лет — одна из самых сложных задач. Но у нас получилось заинтере­совать молодую аудиторию. Причем среди посетителей не только дизай­неры и архитекторы, которых мы ожидали увидеть, но и много специалистов в области информационных технологий, например. Это довольно любопытно и требует дальнейшего анализа.

«Работать и жить. Архитектура конструктивизма 1917–1937»

— Какие выставки самые популярные у такой публики?

— Недавно у нас был мегауспешный проект — фотовыставка Александра Родченко. Казалось бы, его фотогра­фии всем знакомы, но для молодежи эти работы стали настоящим откры­тием. Выставка оказалась невероятно популярной, думаю, во многом благодаря необычной концепции, через дневниковые записи Родченко. Это был такой трогательный, почти ин­тимный взгляд на его творчество. Но жанр фотографии молодая аудитория вообще хорошо воспринимает, он по­нятен. Так, Родченко иногда называют родоначальником селфи, и многие из его приемов и композиций использу­ют в повседневных фотоснимках. Мы даже проводили конкурс в соцсетях, где участники могли создавать свои фотографии в стиле Родченко. Это еще больше подогрело интерес к выставке.

Маяковский Weekend, 2023 год

К нам часто приходят кураторы со своими предложениями. Одна из с амых интересных — «Любовь в авангарде» — родилась практически случайно. Она пришла от нашего коллеги- исследователя, он получил грант в рамках нашей программы. Проект будет романтичным — он посвящен авангардной паре, Михаилу Матюшину и Елене Гуро. Их любовь и творчество переплетались в удивительном союзе живописи, музыки и литературы. Причем получилось так, что выставка выйдет как раз в феврале, почти ко дню всех влюбленных. Это совпадение, но удачное

— Как вам кажется, широкая публика понимает всю значимость и масштаб наследия конструктивистов?

— Думаю, что не вполне. И я считаю это огромной несправедливостью. Если посмотреть на Германию — там очень много центров, посвященных баухау­зу. У нас же, несмотря на невероятное влияние конструктивизма на мировую художественную культуру, до недав­него времени не было ни одного музея, посвященного этому направлению. Многие архитекторы специально приез­жают в Россию, чтобы посмотреть на ДК имени Русакова, дом Наркомфина, изучают наследие Родченко, Лисицкого. Театральные новации Мейерхольда влияют на мировой театр вот уже более 100 лет! И центр «Зотов» возник в том числе, чтобы исправить эту несправед­ливость. Очень приятно, что нас начи­нают узнавать не только в России, но и за рубежом. Архитекторы, дизайнеры, исследователи просят наши каталоги, интересуются нашими проектами. Надеемся, что с созданием постоянной экспозиции центр станет местом силы русского авангарда.

— Конструктивизм кажется огромной и почти неисчерпаемой темой. Будете ли вы показывать еще что-то помимо него?

— Будем, и уже начали выходить за его рамки. Например, на 2025 год запла­нирована выставка «20–60. Конструк­тивисты и нонконформисты», где мы рассматриваем линии, связывающие два направления. Это логичное расши­рение, ведь конструктивизм — часть русского авангарда, и через него можно раскрывать множество тем. Мы не ограничиваемся конструктивизмом в буквальном смысле. Например, кино у нас тщательно отбирают кураторы. Это не просто случайные фильмы, а картины, которые помогают людям развивать критическое мышление и проводить параллели с теми идеями, которые зародились еще в 1920-х годах.

На наш день рождения в прошлом году мы пригласили хор musicAeterna. Объявляя выступление, я сказала: «Если вы зададитесь вопросом, какое отношение сегодняшняя программа имеет к конструктивизму, то отвечу: никакого. Это просто красиво». Хор исполнял средневековую музыку, которая в сочетании с пространством Хлебозавода создавала какую-то незабываемую атмосферу, и это было прекрасно. В этом году мы подготовили с хором программу советской духовной музыки. Вот пример того, как мы стараемся развиваться, не ограничиваясь какими-то рамками. Мы — часть сегодняшнего города, живем в современном контексте и должны открыто его воспринимать.

— Вы получаете какую-то обратную связь от посетителей?

— В книгах отзывов и соцсетях регу­лярно появляются комментарии, и они бывают невероятно трогательными. Например, кто-то из посетителей написал: «Спасибо вам за бережное отношение к наследию моего дедуш­ки». И это еще один неожиданный пласт нашей деятельности — связь с потомками художников и архитек­торов, а также тех, кто работал на Хлебозаводе. Одним из самых ярких моментов стало знакомство с род­ственниками Василия Зотова, в честь которого был назван Хлебозавод № 5. Мы поддерживаем с ними отношения, они приходят на наши мероприятия, рассказывают о заводе. Например, поделились историей о фреске с де­вушкой и караваем. Она появилась в 1970-х между этажами завода.

— Вы упоминали перформансы и кон­церты с участием musicAeterna Теодора Курентзиса. Какая роль у этих событий в деле исследования авангарда? Планиру­ете ли вы развивать междисциплинарный подход?

— Такие проекты для нас очень важны. Музыка всегда была в тесной связи с кон­структивизмом. И мы с самого начала решили запустить в центре музыкальную программу, которая идет параллельно с выставочными проектами. Мы счаст­ливы сотрудничать с Теодором Курент­зисом и его коллективом, они помогли нам организовать камерную программу в центре, а также с musicAeterna dance, с которым выпустили танцевальный спектакль-фантазию «Мистерия про это». Мы активно сотрудничаем и с совре­менными музыкантами, и с Московской консерваторией, которая проводит у нас студенческие концерты, создаем соб­ственные музыкальные проекты. Один из них — перформанс «Конструктивно о любви», в котором актеры перерабо­тали поэзию 1920-х годов и написали к ней музыку. Еще один формат — спек­такли, в том числе детские, например, «Бим в поисках Бо» режиссера и актера Александра Горчилина, ставшего одним из ключевых участников нашего театрального направления. Его постановки добавили в нашу программу особую глубину и эмоциональность.

— Есть ли у вас мечта, связанная с разви­тием центра «Зотов»?

— Моя большая мечта — чтобы через 30–40 лет люди продолжали прихо­дить в центр «Зотов». Я хочу сделать это место не временным проектом, который промелькнет и погаснет за несколько лет, а долгоиграющей пло­щадкой, как, например, Пушкинский музей. Конечно, это смелое сравнение, но мы с командой работаем для того, чтобы «Зотов» стал для людей местом притяжения, чтобы публика ходила сюда многие годы и каждый раз нахо­дила что-то важное для себя.

Галерея