Фестиваль Vivacello преодолел девятый вал

Виолончельный фестиваль Vivacello прошел в 2017 году в девятый раз и оказался непохожим на предыдущие восемь. Творческое планирование художественного руководителя форума Бориса Андрианова как будто достигло апогея — столь масштабной и разнообразной вышла программа. И столь же захватывающей и непростой была подготовка: Борис сравнил ее с девятым валом. Однако праздник удался на славу.

Состоялись три премьеры. Мировая премьера — Виолончельный концерт британского лорда Майкла Беркли, вдохновленный воспоминаниями о России и написанный специально для Бориса Андрианова по заказу Vivacello. Российская премьера — очаровательная пьеса итальянца Роберто Молинелли о Пуччини и Гершвине — Twin Legends. И, наконец, московская: концерт «Ночь в гареме» нашего соотечественника Александра Чайковского. Причем все три премьеры — в присутствии авторов. Приехали все приглашенные звезды — из Европы, Израиля, США и Австралии, и все как один подтвердили свое высокое реноме в музыкальном мире.

Художственный руководитель фестиваля Борис Андрианов, композитор Майкл Беркли и дирижер открытия Джон Аксельрод

Вновь доказала свою актуальность и востребованность Vivacello-академия: мастер-классы, впервые проведенные на фестивале в прошлом году, были продолжены звездными наставниками. Появились новые акценты: духовная музыка для виолончели и хора в музейном пространстве; музыка от Брамса до «Битлз» для квартета виолончелей (Rastrelli Cello Quartet). Прозвучало множество произведений, которые со сцены удается услышать крайне редко (а иные не звучали со сцены никогда). За все пять дней меломанам достался только один шлягер — «Вариации на тему рококо» Петра Ильича Чайковского, да и то в авторской редакции, которая исполняется очень редко. Ежегодно концерт-закрытие Vivacello бывает посвящен одному из великих имен прошлого. Сначала планировали сделать приношение Мстиславу Ростроповичу, чтобы почтить 90−летие со дня его рождения и 10−летие со дня смерти. Многие произведения фестивальной афиши тесно связаны с его именем. (Впрочем, огромная часть всего виолончельного репертуара ХХ века так или иначе ассоциируется с ним.) Но когда в мае скоропостижно скончалась Наталия Шаховская — учитель Бориса Андрианова, народная артистка СССР, профессор Московской консерватории. Борис должен был воздать должное любимому педагогу и посвятил ей свой фестиваль — целиком. Ведь здесь самым непосредственным образом воплощаются в жизнь ее заветы, играют ее ученики, звучит музыка, которую она когда-то исполняла образцово.

Музыканты откликнулись и на другое печальное событие: закрытие фестиваля пришлось на день смерти Дмитрия Хворостовского. Маэстро Дмитрий Юровский сказал со сцены несколько теплых слов о великом артисте, и вместе с ним весь зал почтил память певца стоячей овацией.

Скрипачка Алиса Маргулис, виолончелист Александр Бузлов и Камерный хор музыкального училища им. Гнесиных

Сложные программы Vivacello не отпугнули публику. Не отказалась она и знакомиться с новыми именами. Итальянский виолончелист Энрико Диндо, к примеру, известен в России гораздо меньше, чем того заслуживает. Слухи будто его виолончель поет поистине волшебным, неподражаемым звуком — подтвердились. Недаром члены жюри конкурса Ростроповича в 1997 году заявили: у виолончели Энрико Диндо (он стал тогда победителем) самый красивый звук из тех, что им приходилось слышать. В дополнение к запланированной программе итальянский мастер одарил московскую публику двумя роскошными бисами: Романсом Рихарда Штрауса в собственном переложении и пьесой Астора Пьяццоллы Ave Maria (она сразила зал своей южной чувственностью).

Французский виолончелист Ксавье Филлипс

Не обошлось без форсмажоров, и тем ценнее победа. В частности, из-за технических накладок с нотами не был исполнен один из ключевых опусов — виолончельный концерт «Целый мир вдали…» Анри Дютийе, ради которого в Москву приехал лучший на сегодня интерпретатор этого сочинения, заслуживший одобрение самого автора, — Ксавье Филлипс. Однако Борис Андрианов, не теряя оптимизма, пообещал слушателям, что концерт Дютийе обязательно прозвучит на одном из ближайших фестивалей и что для этого вновь пригласят Ксавье. Концерт Дютийе был заменен Первым концертом Шостаковича — хрестоматийным шедевром, образовавшим своего рода «арку», будучи исполнен дважды: Филлипс и оркестр «Новая Россия» под управлением Джона Аксельрода открыли фестиваль его исполнением, а закрыли — Миша Майский и оркестр «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского. Посетители обоих концертов получили приятную возможность сравнить интерпретации.

По схожей причине не удалось познакомить российскую публику с неординарной версией знаменитой пьесы «Нигун» Эрнеста Блоха — ее аранжировкой для скрипки и хора a cappella аргентинского композитора Хорхе Андреса Боссо. Однако скрипачка Алиса Маргулис с пианисткой Анной Тамаркиной столь ярко и вдохновенно преподнесли оригинал пьесы, что это примирило всех присутствующих с досадной накладкой.

Вообще, слушатели, пришедшие на камерный вечер в Мультимедиа Арт Музей стали свидетелями уникального, эксклюзивного события. В одну программу собрали духовную и светскую музыку для нетривиального состава: виолончели (иногда в дуэте со скрипкой) и смешанного хора. Благодаря участию в фестивале Камерного хора училища им. Гнесиных под управлением Петра Савинкова здесь прозвучали сочинения Тавенера, Аренского, Нюстедта и Васкса, которые можно отнести к безусловным раритетам. А виолончельные партии в программе Борис Андрианов поровну разделил с коллегой Александром Бузловым.

Репертуарная политика — фирменная черта Vivacello, как и привлечение лучших виолончелистов мира. Нетрудно догадаться, что грядущий юбилейный, десятый фестиваль непременно удивит меломанов. И организаторы уже намекают, что намерены придумать нечто экстраординарное. «У слушателей есть потребность в новом, особенно если они уже убедились на собственном опыте, как это может быть здорово, — считает Борис Андрианов. — Эти тенденции — часть современной культуры, часть настроений в обществе. По-моему, в нем есть сейчас тяга к свободе, к открыванию себя. И те, от кого это зависит, понимают, что нельзя иначе. Это напрямую зависит и от финансовой поддержки музыкальной деятельности в стране, от меценатства. Фонд U-Art, Тамаз и Ивета Манашеровы поверили в наш фестиваль, и все эти годы мы вместе. Если таких людей будет больше, наша концертная жизнь задышит совсем по-другому».

Текст: Татьяна Давыдова
Фото: Евгений Евтюхов, Денис Кузнецов, Наталья Польская


Фотографии


Вернуться назад