Художественные выставки

Проведение художественных выставок занимает значительную часть активности фонда. Экспозиция Оскара Рабина «Три жизни», открывшаяся в Третьяковской галереи в 2007 году, положила начало череде заметных событий в сфере культуры, которые стали возможны благодаря сотрудничеству U-Art с ведущими российскими и зарубежными музеями. Среди партнеров фонда Государственная Третьяковская галерея и Русский музей, ГМИИ им. Пушкина и Государственный центр современного искусства.

Выставка «Грузинский авангард: 1900−1930−е» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые в России представляет столь масштабную выставку работ грузинских художников первой трети ХХ века. Всего собрано более 200 произведений живописи, станковой и театральной-декорационной графики из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии.  Данный проект призван подчеркнуть важность диалога между двумя странами, чьи история и культура неразрывно связаны на протяжении столетий надежными узами. Грузия, и Тифлис в частности, были местом встречи разных цивилизаций, языков и традиций.

ГМИИ имени Пушкина,  24 января 2017

 

 

Грузинский авангард в Москве: от Пиросмани до Ахвледиани/ В ГМИИ имени Пушкина в Москве проходит выставка «Грузинский авангард: 1900–1930−е». На трех этажах Отдела личных коллекций представлены работы Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе и других мастеров первой трети XX века.

Куратор выставки Ивета Манашерова провела корреспонденту Sputnik Грузия экскурсию по грузинскому искусству и рассказала о новаторстве Какабадзе, французском периоде Гудиашвили и о том, как авангардисты открыли «грузинского Джотто». 

Sputnik-georgia.ru 17 января 2017

 

«Нельзя не преклониться перед величием его «безграмотных» (не анатомических) львов, великолепных верблюдов с несоразмерными человеческими фигурами и палатками, победивших плоскость силою одного цвета. Если бы французы знали о существовании Пиросманошвили, они бы ездили в Грузию учиться живописи.» Осип Мандельштам

По ссылке можно посмотреть более 200 работ Пиросмани, а на выставке «Грузинский авангард» в ГМИИ им. Пушкина стоит увидеть некоторые из них в живую. 

WIKIART.ORG,.10 января 2017

 

Тифлисская палитра. «Грузинский авангард: 1900−1930−е» в ГМИИ. Художественная сцена в Тифлисе (современный Тбилиси) в 1910−1920−х годах за пределами Парижа и Москвы была, пожалуй, одной из самых захватывающих в Европе — поликультурной и многоязычной. Город населяли футуристы, дадаисты, неосимволисты, кубисты и экспрессионисты. В артистических кафе грузинские художники, поэты, писатели и мыслители собирались с художниками русскими, армянскими, польскими, немецкими и еврейскими.

Это бурное обогащающее общение привело к тому, что созданные в результате фильмы, декорации к театральным спектаклям, книги и журналы, поэзия, картины и скульптуры сегодня эксперты определяют как «грузинский авангард». Имена Давида Какабадзе и Ильи Зданевича остаются малоизвестными для широкой публики

Газета Коммерсантъ,  21 декабря 2016

 

Как русские реформаторы изменили Тифлис. Почему Тифлис стал грузинским Парижем и на каких художников обратить особое внимание.

Грузинский авангард, как и интернациональный, развивается в первые три десятилетия ХХ века, но ярче всего — с 1917 по 1921 год. В это время в Тифлисе, «грузинском Париже», работают поэты, художники, музыканты, писатели, оказавшиеся на южной границе империи в период революции в России и после окончания Первой мировой войны.

Buro,  27 декабря 2016

 

Тифлис как центр мира. В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка «Грузинский авангард: 1900−1930−е». Никогда еще грузинское искусство не было представлено в Москве так широко.

На ближайшие три месяца все три этажа здания Отдела личных коллекций ГМИИ заняты живописью, графикой, эскизами декораций, созданными в Грузии в первые три десятилетия XX века. 

Moslenta.ru, 17  декабря 2016

 

Дудуки над крышами Тифлиса. Нико Пиросмани оказался героем сразу двух музейных выставок в Москве В отделе личных коллекций Пушкинского музея открылась большая выставка «Грузинский авангард: 1900–1930−е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний», а вслед за ней в Московском музее современного искусства (ММСИ) на Гоголевском – небольшая, «Параллель двух легенд. Сосланбек Едзиев и Нико Пиросмани»

Независимая газета, 15 декабря 2016

 

Не только Пиросмани. Пушкинский музей во власти грузинского авангарда.   Живопись и графика, фильмы, театральные эскизы и настоящие костюмы к постановкам — до 12 марта в Отделе личных коллекций Пушкинского музея показывают «Грузинский авангард: 1900−1930−е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний». Курируют выставочное действо в три этажа и две сотни предметов Ивета Манашерова и Елена Каменская.

Lenta.ru, 14декабря 2016 

Организованная Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с фондом «U-ART: Ты и искусство» выставка названа скромно и мощно одновременно «Грузинский авангард. 1900–1930−е». Всегда культура умнее политики. Пока Россия и Грузия решают вопрос о восстановлении дипломатических отношений, народы братаются на территории искусства. Жаль, конечно, что в огромном проекте не участвует ни один государственный музей Грузии. Однако частные коллекционеры, объединённые директором ГМИИ имени А.С. Пушкина Мариной Лошак, искусствоведом Михаилом Каменским, меценатами Тамазом и Иветой Манашеровыми (U-ART) выступили единым фронтом.

Arterritory.com,  12 декабря 2016

 

Кураторы выставки ведут вас по залам Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. С 8 декабря здесь представлены более 200 работ грузинских авангардистов первой трети ХХ века. Произведения Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и других художников собраны из крупнейших музейных и частных коллекций России и Грузии.

Афиша live, 8 декабря 2016

 

В Государственном музее изобразительного искусства имени Пушкина открылась масштабная выставка. Мир Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили и их единомышленников — на трех этажах музея более 200 картин, инсталляций, эскизов декораций и театральных костюмов.

Первый канал, новости.  7 декабря 2016

 

Тамаз и Ивета Манашеровы, коллекционеры русского и грузинского искусства первой трети ХХ века, а также живописи шестидесятников рассказали о своем собрании, деятельности основанного ими фонда U-Art и выставке грузинского авангарда, которая пройдёт с 8 декабря по 12 марта 2016г. в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Art Newspaper Russia, 7 декабря 2016

 

Точка притяжения всей выставки – раздел, посвященный творчеству Нико Пиросмани. Также зрители увидят картины Ладо Гудиашвили, Давида Какабидзе и некоторых других грузинских художников. Авангардная мысль оказала влияние не только на живопись, но и на кино, театр. На выставке представлены костюмы к спектаклям, шедшим на подмостках грузинских театров в начале ХХ века.

Телеканал «Культура», 7 декабря 2016

 

«Квартира № 5. К истории петроградского авангарда. 1915−1925»

Мы уже привыкли к тому, что самые важные выставки о русском авангарде делаются за границей. Русский музей подтверждает это правило замечательным исключением из него, выставкой «Квартира N5. К истории петроградского авангарда. 1915−1925», ни к какому юбилею не приуроченной, а сделанной просто так — по внутренней необходимости.

Газета Клммерсант.ru,  Weekend, 2 сентября 2016

Новая выставка в Мраморном дворце — посвящение не самому известному адресу в истории отечественного искусства XX века. В здании Академии художеств в служебной квартире №5 столетие назад собирались вместе Лев и Николай Бруни, Велимир Хлебников и другие молодые художники, писатели, музыканты, поэты и критики. Дружеские встречи творческой молодежи к 1920 году переросли в видное для Петрограда художественное объединение. В Русском музее собрали полторы сотни произведений, созданных его участниками. 

Афиша live, 17 сентября 2016

К петербургским адресам, связанным с авангардом начала прошлого века, прибавился еще один: Университетская набережная, дом 17, квартира № 5. В Мраморном дворце Русского музея до 14 ноября можно побывать в этой легендарной квартире, где в 1915 — 1925 годах под предводительством искусствоведа Николая Пунина творилось новое искусство.

Санкт-Петербургские ведомости,15 сентября 2016

 

В русском музее открылась выставка «Квартира N 5. К истории петроградского авангарда. 1915−1925». Адрес в названии экспозиции не случаен: именно в квартире N 5 в доме N 17 по Университетской набережной проживали братья Бруни — Николай и Лев: квартира являлась служебным жильем их отчима, хранителя музея Академии художеств Сергея Исакова. И именно здесь сто лет назад возник и забурлил идеями новый художественный кружок, давший миру впоследствии такие имена, как Натан Альтман, Николай Тырса, Петр Львов, Владимир Лебедев…

Российская газета, 15сентября 2016 

В здании Мраморного дворца Русского музея 8 сентября стартует экспозиция, посвященная истории отечественного авангарда и художественной жизни Петрограда времени Первой мировой войны и первых послереволюционных лет. Экспозицию составят более 150 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, НИМ РАХ, а также частных собраний.

ART1, Visual daily, 29 августа 2009г.

 

Выставка Валентина Серова в Русском музее. 2015

ГТРК "Санкт-Петербург"Выставка в Русском музее покажет «Серова не портретиста. В Русском музее открылась выставка, посвященная 150−летнему юбилею художника. Впервые мастера представили не как автора знаменитых портретов. Посетителям покажут более двухсот произведений графики, живописи и скульптуры из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи и других собраний.

ГТРК „Санкт-Петербург“, программа Вести от 6 марта 2015

 

ГТРК "Санкт-Петербург"Тезис о том, что «Серов не портретист», решили доказать в Русском музее. Там откроют выставку, посвященную художнику. Экспозицию подготовили к 150−летию со дня рождения Валентина Серова. Хотя большинству он знаком как автор портретов Левитана, Репина, Третьякова, а одно из самых известных его произведений — «Девочка с персиками», кисти мастера принадлежат сотни пейзажей, бытовых сцен и картин на историческую тему. 

Телеканал Санкт-Петербург, новости культуры от 5 марта 2015

 

Российская ГазетаВ Русском музее в Санкт-Петербурге 5 марта откроется масштабная выставка „Серов — не портретист“ по случаю юбилея Валентина Серова. В 2015 году исполняется 150 лет со дня рождения художника. На выставке мастер будет представлен как исторический живописец, жанровый художник и пейзажист. Посетители смогут увидеть около 250 произведений Серова из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и других музеев России.

Российская Газета, 18.02.2015

 

Ретроспектива Василия Шухаева в Московском музее современного искусства. 2014

Телеканал «Культура»В музее современного искусства открылась масштабная ретроспектива мастера рисунка и живописи Василия Шухаева.

Долгая, сложная и яркая жизнь художника в полной мере отражает все драматические перипетии русской художественной интеллигенции XX столетия. Эта выставка — первая часть большого исследовательского проекта Музея современного искусства. Второй частью станет научная конференция, посвященная жизни и творчеству художника.

Телеканал «Культура», 24 сентября 2014

 

Газета «Коммерсантъ»Специалист по творчеству Шухаева Елена Каменская и архитектор Юрий Аввакумов сделали выставку о скитающемся неоклассике, чье имя почти всегда упоминается в связке с любимцем русских аукционов Александром Яковлевым. 

Газета «Коммерсантъ», 23 октября 2014 

 

Российская ГазетаВоротничок вождя. Москва, родной город Шухаева, персональными выставками этого легендарного мастера не баловала. Их можно перечесть по пальцам одной руки. Гораздо больше его работы показывали в Петербурге (в Русском музее хранится значительная часть его наследия) и Тбилиси (единственном городе, где оказались друзья, которые смогли пригласить чету Шухаевых в 1947−м, из Магадана, в Тбилиси художник и похоронен). Но в основном — на коллективных выставках. Так что нынешняя экспозиция в ММСИ — событие драгоценное.

Российская Газета,  8 октября 2014

 

Газета ВедомостиГоворя о Василии Шухаеве, любят вспоминать необыкновенность его судьбы. Крепкий профессионал, мирискусник, рисовальщик достаточно хороший, чтобы получить от Императорской академии двухлетнее пенсионерство в Италии, он был не в восторге от советской власти настолько, что бежал от нее по льду Финского залива. В Париже — сложная жизнь эмигранта, заказы, портреты, потом возвращение, работа в Союзе, сталинизм, лагерь, возвращение, снова портреты, но уже не царских офицеров, которым он очевидно симпатизировал и посвятил им целый цикл, ставший центром экспозиции в Московском музее современного искусства, а советских культурных деятелей (эти работы тоже представлены на выставке).

Газета Ведомости, 8 октября 2014

 

Выставка «Евгений Зевин» Русский музей. 2012

Телеканал «Культура»Официальное признание Зевин получил сначала за пределами родины — с 1980 года его работы участвуют в международных выставках в Бельгии, Финляндии, Германии, Великобритании, Израиле, Франции, США, Японии, выставляются на престижных мировых аукционах. Произведения художника находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях Европы, США, Израиля, Канады и других стран.

Телеканал «Культура» 17 октября 2012

 

телеканал НТВВ Русском музее выставили нонконформизм Евгения Зевина. Работы московского художника с социально-политической иронией привлекли внимание еще в 70−х-80−х годах. Ныне народный художник России в советский период подвергался резкой критике со стороны властей.

Зевин — участник знаменитой художественной манифестации в московском Измайловском парке 1974 года — первой, официально разрешенной в советское время. Выставка продолжалась всего четыре часа. Тогда под запретом были определенные темы: социальные, религиозные и обнаженная натура, которые художник, конечно, нарушил.

НТВ / новости, 17 октября 2012

 

 

«Ладо Гудиашвили. ПАРИЖСКИЕ ГОДЫ. 1920−1925» Третьяковская галерея. 2009 Русский музей. 2010

журнал Русское искусство Персональная выставка одного из крупнейших грузинских художников ХХ века, Ладо (Владимира) Давидовича Гудиашвили (1896−1980) представляет более 60 рисунков и живописных работ парижского периода творчества художника из собрания Третьяковской галереи и коллекции Иветы и Тамаза Манашеровых. Большинство работ будет впервые показано широкой публике.

Настоящая экспозиция призвана заново открыть имя выдающегося художника широкому зрителю. Благодаря коллекции работ парижского периода Ладо Гудиашвили из собрания Иветы и Тамаза Манашеровых стало возможно осуществление настоящей выставки и издание уникального сборника-альбома, выходящего за рамки выставочного каталога.

Русское искусство №4/2009

 

Выставка «НЕБО В ИСКУССТВЕ» Русский музей. 2010

газета Ведомости За простым названием «Небо в искусстве» кроется тема широкая и амбициозная, которая могла бы стать основой для многих очень разных экспозиций, и потому представляющая собой огромный вызов для кураторов. Русский музей отважился на свою версию — около 110 образов неба из собственных фондов и частных собраний: иконы, скульптуры, инсталляции и фотографии, живопись и графика отечественных и зарубежных художников XIX-XXI веков.

Газета Ведомости, Пятница № 31 (214) 13 августа 2010

 

Телеканал «Культура» Голубое, облачное, звездное небо и космос во все времена вдохновляли художников разных стран на создание оригинальных и неповторимых произведений. Именно это многообразие стремились показать авторы выставки, в которую вошли хорошо знакомые картины пейзажистов Архипа Куинджи, Виктора Борисова-Мусатова, Николая Дубровского, Николая Рериха, работы Марка Шагала с гуляющими по небу персонажами, “Митьков” и других современных авторов, а также фотографии, мультипликационные и видеофильмы, инсталляции, скульптура.

Телеканал «Культура» 2 августа 2010

 

Выставка «ТРИ ЖИЗНИ». Третьяковская галерея. 2008

газета КоммерсантЪЕсли применить военные аналогии, то Оскар Рабин — это главнокомандующий советским арт-Сопротивлением, его Кутузов, выигравший свое Бородино — знаменитую «бульдозерную выставку» 1974 года, после которой мир узнал о том, что в СССР существует свободное неподцензурное искусство.<…>

Юбилейная выставка в Третьяковке, инициированная благотворительным фондом «Ты и искусство», — первая солидная ретроспектива мастера: сто картин и графика. В коллекции Третьяковки всего четыре работы художника, остальные предоставили другие музеи и коллекционеры.

Для выставки позаимствовали название мемуаров Оскара Яковлевича «Три жизни», но авторская периодизация жизненных мытарств вряд ли может быть спроецирована на его творчество. В отличие от коллег по нонконформистскому братству, которых бросало то в сюрреализм, то в абстракцию, Оскар Рабин твердо держится раз и навсегда избранного курса. С поправкой на эпоху этот курс можно было бы определить как критический реализм. <…>

КоммерсантЪ Weekend № 41(87) от 24 октября 2008

 

ИтогиСтрого неофициально.   28 октября в Третьяковской галерее на Крымском Валу откроется ретроспектива Оскара Рабина, одного из самых известных художников-нон-конформистов 1960−х, принадлежащего к «лианозовской группе». Название свое художники получили потому, что собирались по выходным в комнатке Оскара Рабина и его жены Валентины Кропивницкой. Их коммуналка находилась в Лианозове, в бывшем лагерном бараке.

Телефона в бараке не было, поэтому придумали воскресенье объявить «приемным днем». Сюда приезжали и зарубежные журналисты, и западные коллекционеры. Рабина друзья в шутку звали «министром культуры». Когда в 1964−м он с семьей переехал на Преображенку, «салоны» продолжались уже там. <…>

Итоги, №42/644 от 13 октября 2008

 

OpenSpace.ruОскар Рабин: «Это не был социальный жест — я действительно жил в этом бараке».   Художник Николай Олейников спросил у художника Оскара Рабина, был ли он в свое время куратором, активистом и альтернативной художественной институцией.
Ретроспектива Оскара Рабина «Три жизни» открыта в Третьяковской галерее на Крымском валу до 7 декабря. Выставка организована Третьяковской галереей и некоммерческой организацией U-Art: Ты и искусство, учредителями которой являются Ивета и Тамаз Манашеровы. <…>
<…> Николай Олейников: То, что Вы делали в 70−е годы, то, что Вы делали до этого, Ваша внутренняя позиция, Ваша воля быть нонконформистами, не соглашаться, отстаивать свое право на свободное искусство, они очень сильно на меня повлияли. Спустя 20 лет после Бульдозерной выставки, я делал свою первую групповую выставку. И она тоже носила молодежный сопротивленческий характер. Сегодня Вас бы назвали художником сопротивления. Считали ли Вы себя тогда политическим художником?
Оскар Рабин: Боюсь, что я Вас разочарую, потому что ничего из того, что Вы назвали, в нашей жизни не было, потому что мы родились и воспитались при советской власти. Эта власть, как известно, навязывала свои правила, свои мнения и достаточно жестко. Таким образом я жил с самого рождения и до 53−го года. Когда умер Сталин и через год, два, три началось потепление. Поэтому в то время никакой, до 53−го года, речи о сопротивлении быть не могло, хотелось жить, мы были молоды, у нас были дети, работа. Всю жизнь я рисовал, просто потому что люблю рисовать с детства. <…>
<…> НО: В 68 году Вы жили в советском союзе, как Вы реагировали на 68 год в Праге?
ОР: Как и все понимали, что это безобразие очередное. У меня была картина на эту тему. Газета событий в Чехословакии, на ней сапог. Хотя у меня таких плакатных картин нет, но по этому поводу так само собой получилось. <…>

OpenSpace.ru, 30 октября 2008

 

The Moscow Times ARTS&IDEASRabin Recognized At Last.   On his 80th birthday, one of Russian art’s leading figures has finally been welcomed home. The Tretyakov Gallery’s new exhibition marks the culmination of Oscar Rabin’s remarkable journey from “unofficial artist” and unwilling emigre to national treasure.
This, Rabin’s first full retrospective, seems to have taken him by surprise. “I’ve never seen so many of my paintings in the same place at once,” he said. Its title, “Three Lives,” refers first to the repression of Stalinism, then to the rise of “nonconformism” in Russian art and finally to his exile in Paris, where he still lives today.

Under all three, this exhibition was, until recently, unimaginable. Rabin rose to prominence not only as a highly talented painter but also as a symbolic dissident from the rigidity of official Soviet culture. In 1958, his studio at the old Lianozovo army barracks became the epicenter of Moscow’s progressive artistic intelligentsia. He remained at the forefront of “unofficial art” until his Soviet citizenship was revoked 20 years later. <…>

The Moscow Times ARTS&IDEAS, 31 октября2008

 

ВедомостиСквозь мрак
<…> «Я трудился как одержимый, пытаясь писать прилизанные, сиропные, «благополучные» вещи, доступные пониманию власть предержащих. Затем я уничтожил эти картины одну за другой. Я просто не мог их видеть». — Оскар Рабин.
На собранной из музейных и частных коллекций большой ретроспективной выставке Оскара Рабина, которому в этом году исполнилось 80 лет, кажется, что долгая жизнь художника была едина и неделима. <…>
<…> В прошлом году выставка Рабина проходила в Пушкинском музее, она была значительно меньше нынешней и тягостно мрачной — слишком много крестов и кладбищ — и тяжело было ее смотреть.
Нынешняя ретроспектива в красивом зале Третьяковки на Крымском Валу другая по настроению. Глаз на ней останавливается не на мрачном, ожидаемом, а ищет и счастливо находит свет. Он проникает в картины как бы случайно — солнечным бликом, охрой заката, блеском снежного сугроба, мажорным пятном цветочного букета и очень редко — красивым женским лицом. И обнажает в убожестве жизни мощную витальную силу. <…>

Ведомости, №205 (2227) от 29 октября 2008

 

НТВ«Три жизни» советского Уорхола.  В Москве открывается выставка Оскара Рабина. На Западе его называют «Солжени­цыным в живописи» и «советским Уорхолом». В 70−е годы художника выслали из стра­ны. Лишь два года назад, после почти 30 лет эмиграции, Рабину вернули российское гражданство. <…>

<…> Оскар Рабин, художник: «Мне, например, предъявляют такие нелепые претензии, что много черной краски употребляю. Но я говорил: ну, хорошо, не выпускайте эту черную краску и я не буду ее употреблять».

Эти картины Оскар Рабин писал в 60−е, когда официально страна вступила в период развитого соци­ализма. Но полотна, где газета «Правда» была оберткой для рыбы или подстилкой под черепами, не вписывались в модель соцреализма с его производственными достижениями.

Тамаз Манашеров, организатор выставки: «Это наш яркий ответ американскому поп-арту. Видите, на все пространство холста растянута этикетка московской водки. «Особая водка» — это то, что нас окру­жало в то время и то, что было реально народным продуктом». <…>

<…> На выставке представлено около 100 произведений Оскара Рабина, но он признается, что свою лучшую картину еще так и не нарисовал.

Программа «Сегодня» (НТВ) от 28 октября 2008

 

Телеканал «Россия», Вести Москва«Три жизни Оскара Рабина»   Его выставки разгоняли бульдозерами, а теперь экспонируют в лучших музеях страны. Москвичи увидят «Три жизни» классика советского неофициального искусства Оскара Рабина. В Третьяковской галерее — ретроспектива, приуроченная к 80−летию художника.

Теперь он часто приезжает в Россию: то на презентацию монографии о его творчестве, то на открытие выставки. В нескольких залах Третьяковской галереи — почти 100 работ. Оскар Рабин удивляется — сам никогда не видел столько своих картин, собранных в одном месте.

«Тут такая встреча с этими картинами, которые я не видел лет 50, как с живым человеком встретиться. Конечно, существуют репродукции, но это как с вами живой говорить или с фотографией», — говорит Оскар Рабин, художник. <…>

<…> «Я сейчас ничего не планирую. В моем возрасте ничего неприлично планировать — как живется, так и живется», — продолжает Оскар Рабин.

Его называют «Солженицыным в живописи», а он говорит, что был обычным советским бесправным гражданином, и было страшновато, но никогда не хотелось быть «домашним кроликом, а всегда — свободным зайцем».

Телеканал «Россия», Вести Москва от 29 октября 2008

 

СИТИ-FM

Из интервью радиостанции «Сити-FM»   Вероника Чернышова: Итак, у нас в гостях учредители некоммерческой организа­ции U-Art: Ты искусство, которые являются друзьями Русского музея и входят в его попечительский совет, организаторы выставки «Венера Советская». Сегодня мы го­ворим об Оскаре Рабине и его ретроспективной выставке «ТРИ ЖИЗНИ», которая стартует 29−го октября. Это первая столь масштабная выставка, состоится она в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Тамаз, Ивета, скажите, почему выставка получила название «ТРИ ЖИЗНИ»?

Тамаз Манашеров: Это авторская находка. Оскар Яковлевич уже использовал это название в своей монографии. Три жизни — это условное деление его творческой и личной жизни. Первая часть — это военное и послевоенное время. Все лишения, голод и те страдания, которые он пережил в тот период. Вторая часть — это период становления Оскара Рабина, как художника. Он начал реализовывать себя, свободно излагать свои мысли и суждения в своих работах. Третья часть — иммиграция семьи художни­ка, жизнь Рабина в Париже.

ВЧ: Насколько мне известно, в выставочном каталоге представлено 280 картин художника. А сколько работ будет представлено на экспозиции?

Ивета Манашерова: На выставке будут представлены полотна Рабина из коллекции музея Дины Верни в Париже, Русского музея, ГЦСИ, ГТГ, музея Zimmerli (США), музея Norton Dodge Collection и из частных собраний Англии, Германии, Франции.

ТМ: Судьба каждой работы неповторима, хотя трудно было собрать все воедино, нам это удалось. Это один из немногих русских современных художников, работы которого представлены в коллекциях все­го мира.

<…> «ТРИ ЖИЗНИ» — первая выставка, на которой собрано такое большое количество картин. Это не только ранние произведения, но и поздние работы. Я очень благодарен сотрудникам ГТГ, которые при­ложили немало усилий, чтобы выставка состоялась, сотрудникам фонда U-Art: Ты искусство. Я пригла­шаю всех посетить экспозицию, которая продлится с 29 октября по 7 декабря. <…>

СИТИ-Коллекция (СИТИ-FM) от 26 октября 2008

 

«24» РЕН ТВЛианозовское королевство Оскара Рабина.  «Вот мрачный и грязный холст, глядя на который тошнота подступает к горлу» — так писали о картине в 1960 году в газете «Московский комсомолец». «Много ли таланта нужно, что­бы ляпать кистью, как заблагорассудится?» — вопрошал журналист. Прошло 48 лет и вот ретроспектива Оскара Рабина открывается в Государственной Третьяковской галерее.

Лично Министр культуры пришел взглянуть на теперь уже знаменитое Лианозовское королевство — те самые мрачные бараки, среди которых художник жил и которые рисовал. Это был самый что ни на есть социалистический реализм, правда жизни, которая так колокола глаза советской власти.

«24» РЕН ТВ от 29 октября 2008

 

Moscow NewsOscar Rabin: a Retrospective.   Oscar Rabin is one of the best known Russian artists belonging to what could roughly be defined as the “non-conformist movement” of the 1960s and 1970s. Born in Moscow in 1928, he attended the Riga Academy of Arts and later Moscow’s Surikov Art Institute, from which he was expelled amidst the campaign against “formalism” in the arts conducted
by Soviet authorities. In the late 1950s, Rabin, Yevgeny Kropivnitsky and Lev Kropivnitsky formed the non-official art group “Lianozovo.”

In 1974, Rabin was one of the organizers of an unofficial exhibition by Soviet non-conformist artistson a vacant lot in Belyayevo forest near Moscow. The exhibition was forcefully broken-up by a large police force, including bulldozers and water cannons, giving it the name the “Bulldozer Exhibition.” In 1978, Rabin emigrated to France and has been living in Paris ever since. The retrospective will give audiences a comprehensive picture of the artist’s lifetime creative work.


Moscow News,
№46 от 20 ноября 2008

 

Le Courrier de Russie Oscar Rabine : ‘‘La nostalgie est une maladie, un peu comme la rougeole’’. Le 29 octobre, la galerie Tretiakov inaugure une rétrospective des oeuvres d’Oscar Rabine, figure clé de l’art soviétique non officiel. Installé à Paris depuis 1978, où il fut contraint d’émigrer avec sa famille, le peintre fête cette année son quatre-vingtième anniversaire et le trentième anniversaire de sa vie parisienne. La France lui a déjà rendu hommage avec une exposition ce printemps au musée d’Art et d’Archéologie de Périgueux. C’est à présent au tour de Moscou. Le Courrier de Russie a rencontré l’artiste dans son atelier parisien, à deux pas du Centre Pompidou.

Le Courrier de Russie №131, 16 октября 2008

 

Оскар Рабин в MUSEE DU PERIGORD. 2008

Chroniques culturelles Le hareng n’a cessé d’apparaître et de disparaître dans la lumière des tableaux d’Oscar Rabine. Les bouteilles de Vodka Absolut chancellent, les nouvelles et l’actualité, symboliques, gisent sur le sol, dans ces campagnes de Lianosovo, près des voies ferrées de sa jeunesse en URSS, qui pourraient être aussi les nôtres, celles de nos enfances, dans ces paysages ouvriers, industriels et pauvres. Là où l’esprit se libère et commenceses vagabondages.

Et pourtant, ce qui distingue l’artiste de ses contemporains est qu’en France, et depuis son installation, il est probablement le seul artiste de cette génération à peindre Paris et notre pays sans relâche, à célébrer et louanger la France. Toute la vie et l’oeuvre d’Oscar Rabine nous transmet ainsi, dans un murmure, cette suite de mots que personne ne veut encore entendre en France “vous ne vous rendez pas compte de la chance que vous avez”. Et le véritable sujet de cette peinture, la présence la plus ineffable est lalumière, cette lumière et ce ciel dont on ne peut se passer pour espérer. Présences detous les instants, ils sont peut-être le seul véritable autoportrait de l’artiste et de sonregard sur le cours des choses, l’objet de toutes nos espérances et incarnent ensemblecet instant où, dans sa jeunesse, son esprit a vu et s’est libéré pour commencer ses vagabondages de la pensée.

Chroniques culturelles  24 февраля 2008

 

Выставка «ВЕНЕРА СОВЕТСКАЯ». Русский музей. 2007

psychologiesЭротическое начало в советской живописи — само словосочетание звучит непривычно. Выставка, организованная Русским музеем, знакомит с широчайшей галереей женских типов, созданных классиками советского искусства. По этим полотнам, запечатлевшим женщин утонченных и грубоватых, одушевленных идеей социальной борьбы или погруженных в свой внутренний мир, лучше, чем по любым книгам, можно изучать эволюцию отечественных представлений о женственности и сексуальной привлекательности, о предназначении женщины в обществе и о ее роли в семье.

PSYCHOLOGIES №25 2008 г.

 

информационное агентство regnumОбразы женщин советского периода истории России представлены 1 ноября, в корпусе Бенуа Государственного Русского музея в 120 произведениях графики, живописи и декоративно-прикладного искусства на выставке „Венера Советская“. Автор идеи выставки заместитель директора Йозеф Киблицкий отметил на церемонии открытия, что экспозиция посвящена 90−летию Октябрьской революции.

В первых залах представлены произведения, запечатлевшие образ „девушки в кожанке с наганом“ первых лет советской власти. Далее — мощные метростроевки, физкультурницы, комсомольские богини, многие абсолютно асексуальные, лишенные даже намека на хрупкость. Но вместе с ними представлены произведения зачастую тех же художников Юрия Пименова, Александра Дейнеки, Владимира Лебедева, которые создавались мастерами „для себя“, поскольку в то время экспонировать эти картины было невозможно.

ИА REGNUM, 11 ноября 2007

 

Первый каналНеобычная выставка открылась в Русском музее Санкт-Петербурга. Экспозиция называется „Венера Советская“. Посетители могут увидеть более 120 картин, скульптур, фотографий. Все они посвящены советской женщине.

Среди произведений есть и малоизвестные работы прославленных художников. Их авторы писали, что называется, в стол. А для выставок рисовали, как положено, комсомолок, спортсменок и просто дам-передовиков производства. В ту эпоху, кстати, были созданы очень необычные образы. К примеру, „девушку с веслом“, многие по-прежнему считают самым эротичным идеалом красоты.

Первый канал / новости, 1 ноября 2007

 

Gazeta.Spb«Венера советская» начинается поздним Кустодиевым и заканчивается средним Видерманом, серединой 80−х.

Выставка охватывает период от 1917−1918 годов до 1991, т.е. советский период нашей истории, в который радикально изменившаяся социальная роль женщины и восприятие художником женщины как музы, источника вдохновения и чувственной красоты причудливо переплелись и воплотились в неожиданных подчас образах. В то же время отчетливо прослеживаются иконографические традиции воплощения образа — Венеры лежащей, за туалетом, рождающейся из пены морской.

Gazeta.Spb, 31 октября 2007

 



Вернуться назад