В Третьяковской галерее летом 2024 года проходила выставка «Москва – Ереван – Москва», посвященная коллекции известного московского врача-уролога Арама Яковлевича Абрамяна (1898-1990), – международный проект, осуществленный совместно с Музеем русского искусства в Ереване благодаря гранту фонда U-ART и приуроченный к 125-летию со дня рождения коллекционера. Помимо фондов армянского музея на выставке было представлено несколько работ из российского собрания семьи А.Я.Абрамяна – картины, остававшиеся в доме врача после его смерти. Таким образом, в камерных залах Инженерного корпуса впервые воссоединились две части коллекции.
Около 1980 года Абрамян принял решение подарить Еревану около 200 картин. В 1984 году там в специально выделенном здании открылся Музей русского искусства (коллекция профессора А.Я.Абрамяна) – музей одного собрания, в котором представлены живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. В организации экспозиции принимал участие сам даритель, продолжавший и позднее пополнять фонды музея.
Выставка «Москва – Ереван – Москва» стала первым прецедентом широкого показа в России собрания Музея русского искусства. Название выставки отсылает к своего рода путешествию, проделанному произведениями из коллекции Абрамяна. В 1920 году он, студент-медик, переехал в Москву для продолжения образования и здесь позднее увлекся коллекционированием. Художественная среда Москвы периода юности Абрамяна, связанная с рождением новых течений искусства, еще не ушедшим в анналы истории искусством Серебряного века, предопределила вкус и основное направление собирательской деятельности. Отсюда, из московской квартиры коллекционера, в 1980-х гг. картины и рисунки отправились в Ереван, чтобы вновь вернуться в российскую столицу и предстать перед ценителями искусства в залах ГТГ.
В 1920 году студентоммедиком Абрамян переехал в Москву, чтобы продолжать учебу, и здесь позднее увлекся коллекционированием. Художественная среда столицы, связанная с рождением новых течений искусства, еще не ушедшим в анналы истории Серебряным веком, предопределила вкус и основное направление собирательской деятельности.
Хотя история собирательства Абрамяна остается не вполне ясной, известно, что оно началось с приобретения пепельницы эпохи модерн, сделанного еще в молодости. В середине 1950-х-1960-х годах, уже известный в стране врач, он сформирует фонд работ художников Серебряного века, членов объединений «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» – знаковую часть его коллекции. «Сравнительно недавно стал он заполнять свои скупые досуги собиранием произведений русских художников. Но энергия, с которой он это делал, создала ему авторитет не только среди коллекционеров, но и среди известных искусствоведов», – сообщал в заметке об Абрамяне журнал «Здоровье» в 1969 году. Собиратель старался «идти в ногу со временем», интересуясь и новыми направлениями в искусстве. Так, в фокусе его внимания однажды окажутся и художники-шестидесятники.
Коллекция Абрамяна не документировалась. Проявляя известную осторожность, он и в 1980-е годы не рассказывал подробно о своем собрании в прессе, не оставил его описей и каталога. В то же время статус кремлевского врача давал Абрамяну некоторые возможности, позволял участвовать в обменах, продажах произведений искусства, не опасаясь обвинения в спекуляции. Собрание Абрамяна складывалось благодаря его связям с коллекционерами – врачами А.В.Смольянниковым и Н.Н.Блохиным, агрофизиком А.Ф.Чудновским, экономистом Я.Е.Рубинштейном, искусствоведом В.А.Дудаковым и другими. Свой вклад вносили и знакомые в среде художников – М.А.Лентулова, вдова Р.Фалька А.В.Щекин-Кротова, семьи А.А.Древина, А.И.Кравченко, А.А.Лабаса, Н.И.Андронов, а также благодарные пациенты.
Обладавший хорошей памятью, интуицией и вкусом Абрамян тщательно отбирал работы и с особой страстью относился к своей коллекции. Один из знакомых врача писал: «Картины целиком оккупировали большую квартиру Абрамянов, они составляют содержание второй жизни своего вдохновенного и очарованного хозяина. Посетитель невольно восхищается не только чудесными полотнами, но и самим Арамом Яковлевичем, когда с увлечением и готовностью он сопровождает его при осмотре, водит по комнатам, показывает каждую картину, с увлечением рассказывает и комментирует ее. И так часами, без устали!»
Третьяковская галерея показала произведения из «золотого фонда» Музея русского искусства и жемчужины частного собрания – работы В.А.Серова, А.В.Лентулова, Н.С.Гончаровой, К.С.Петрова-Водкина, Н.А.Удальцовой, А.В.Шевченко, Р.Р.Фалька, А.Д.Древина и др. В залах музея экспонировались предметы особенной гордости Абрамяна – «Зоопарк» Б.Д.Григорьева (1913) и «Натюрморт» К.А.Коровина (1917), а также «Пруд» Н.С.Гончаровой (1906; все три – Музей русского искусства) и «Встреча» Б.А.Кустодиева (1917, частное собрание). Здесь же было представлено и несколько полотен П.В.Кузнецова, чье наследие особенно интересовало Абрамяна: в течение жизни он приобрел не менее 25 работ живописца. Эпилогом экспозиции выступали картины В.Е.Попкова и Н.И.Андронова, а также работы мастеров армянского происхождения – А.Э.Миганаджиана и О.К.Татевосяна, учившихся и работавших в Москве.
В картинах известных художников и забытых мастеров собиратель обнаруживал одни и те же темы, колористические и стилистические созвучия. Для коллекционера характерно тяготение к мистически таинственным образам декаданса и одновременно к предметной красочности, к миру театра и образам Востока.
Отказ от хронологического принципа построения выставки созвучен особенностям мышления Абрамяна, который избегал строгого исторического подхода при размещении произведений на стенах ереванского музея. В картинах известнейших художников и забытых мастеров собиратель обнаруживал одни и те же темы, колористические и стилистические созвучия. Для его пристрастий характерно тяготение к мистически таинственным образам декаданса и одновременно к предметной красочности, к миру театра и образам Востока.
В коллекции Абрамяна история искусства раскрывается неожиданными акцентами благодаря его вниманию к работам редких, недооцененных коллекционерами мастеров (среди них – В.Ф.Остроухов, В.А.Гальвич, Н.В.Синезубов и др.), – «зеркал», разнообразно преломляющих художественный процесс первой половины ХХ века. Сокровищница «армянского Третьякова», как его называли современники, еще не вполне изучена специалистами.
Текст: Екатерина Евсеева, искусствовед, старший научный сотрудник отдела живописи II половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи