Экспозиция «Квартира № 5. К истории петроградского авангарда. 1915−1925» проходит в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге при поддержке группы компаний Unident и культурно-благотворительного фонда U-Art Иветы и Тамаза Манашеровых. «Квартира № 5» — проект Государственного Русского музея, сотрудники которого имеют богатый опыт подготовки и проведения выставок, посвященных русскому авангарду в России и за рубежом.
Данный проект выделяется из череды блестящих выставок даже не только и не столько богатством и качеством отобранного материала, а тонким исследовательским подходом и изяществом кураторской идеи.
Создатели проекта объединили работы художников, связанных между собой не манифестами и принадлежностью к определенным «измам» (художественным течениям начала XX века), а дружеским общением и общими вкусовыми предпочтениями, любовью к классике и поиском новых форм. Именно в этом кругу, благодаря дискуссиям, обмену впечатлениями, поэтическим чтениям, музыкальным вечерам и демонстрации собственных произведений, рождалось их искусство, художественное кредо которого, по словам Николая Николаевича Пунина, «реальность и абсолютная форма».
Квартира № 5 в доме 17 на Университетской набережной – конкретный петроградский адрес в здании Академии художеств, где находилась служебная квартира Сергея Константиновича Исакова, отчима братьев Николая и Льва Бруни. Николай Пунин, знаменитый искусствовед, с 1913 по 1934 годы работавший в Русском музее, увековечил этот адрес в своих мемуарах. С его легкой руки сообщество молодых художников, поэтов, писателей, музыкантов, критиков, собиравшихся здесь с середины 1910−х годов, получило условное обозначение, давшее название выставке.
«Ядром» «квартиры № 5» были Лев Бруни, Петр Митурич, Николай Тырса, Петр Львов, Натан Альтман, Николай Пунин, выбравшие себе в учителя Владимира Татлина и Велимира Хлебникова. Их объединяли интерес к форме и линии, к материалу и технике. Приехавший в Петроград Казимир Малевич с его супрематическими теориями казался им, по воспоминанию Пунина, воплощением рационализма. А их искусство было другое, разное, находившееся под влиянием футуризма и при этом выросшее из изучения и восхищения классикой.
На выставке представлено около 150 графических и живописных работ художников, принадлежавших к кругу завсегдатаев «Квартиры № 5». Поразительно, что в столь неспокойное время им удавались темы и сюжеты классические и бытовые (пейзажи, интерьеры, портретные зарисовки).
Видимо, именно это и было спасение искусством, помогавшим пережить трудные время и остаться не просто художниками, но и товарищами по жизни, теми, кого сегодня мы причисляем к петербуржскомулитературно-художественному кругу 1920−х годов.
Наталья Михайловна Козырева, заведующая Отделом рисунка и акварели Государственного Русского музея, один из организаторов и вдохновителей выставки, рассказывает о зарождении идеи так: «Сошлись два желания: показать богатую коллекцию графики конца 1910−х – 1920−х годов из фондов Русского музея и рассказать о личностиискусствоведа, арт-критика и писателя Николая Николаевича Пунина, явившегося объединяющим звеном для большинства этих художников». Работы брали не только из фондов Русского музея и других музейных собраний (Третьяковской галереи, Театрального музея им. Бахрушина, Научно-исследовательского музея Академии художествв Санкт-Петербурге и других), но и собирали по семьям художников и частным коллекциям. По словам Натальи Михайловны, выставка «росла, приращивалась и развивалась как органическое искусство», и во время подготовки проекта были сделаны некоторые исследовательские открытия, изменены датировки ряда работ.
Ирина Нисоновна Карасик, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений ГРМ, добавляет о роли Владимира Татлина в формировании этого сообщества: художники «вываривались в котле Татлина». Именно от него шел интерес к форме и к материалу. Поэтому естественным образом от фигуративных изображений художники переходили к рельефам и контррельефам, от которых, к сожалению, сохранилось очень мало («Бумеранг» Митурича – один из ярких тому примеров).
Ирина Нисоновна, обращаясь к потенциальному зрителю, называет пять причин, почему необходимо посетить данную выставку:
— Во-первых, вы увидите работы потрясающих художников, которые даруют зрителю наслаждение от их созерцания;
— Во-вторых, это не просто собрание художников, за этими художниками стоит событие, явление, феномен, названный по имени места, где они собирались;
— Еще одна причина: далеко не все любители искусства знают, что такое «Квартира № 5», выставка предоставляет возможность узнать об этом, можно сказать, полузабытом явлении;
— Наконец, интересна и важна личность самого Николая Николаевича Пунина, лидера и идеолога круга художников «Квартиры № 5», который «отформатировал» это сообществокак историко-культурное явление; именно сквозь призму его взгляда мы смотрим на их творчество.
— Пятая причина — это само время, в которое творили мастера, представленные на выставке, — период с 1915 по1925 год — время подходов к новому искусству, время расцвета нового искусства и время начавшегося отхода. Это период сложно репрезентируемый, переходный и переломный, поэтому вдвойне было важно предать его атмосферу на выставке».
Действительно, все причины перечислены, однако есть еще одна, главная, которая позволяетфонду «U-ART:Ты и искусство» особенно гордиться своим участие в данном проекте: выставка «Квартира № 5» представляет редко показываемые графические работы рядом с широко известными живописными произведениями, позволяя совершенно по-новому взглянуть на определенные страницы истории российского искусства и совершить настоящие открытия в изучении русского авангарда, значимые как для исследователей, так и для широкой публики.
Текст: Ольга Муромцева