Выставка

05.10.2016
Санкт-Петербург
Квартира № 5. К истории петроградского авангарда. 1915−1925
Текст: Ольга Муромцева

Экспозиция «Квартира № 5. К истории петроградского авангарда. 1915−1925» проходит в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге при поддержке группы компаний Unident и культурно-благотворительного фонда U-Art Иветы и Тамаза Манашеровых. «Квартира № 5» — проект Государственного Русского музея, сотрудники которого имеют богатый опыт подготовки и проведения выставок, посвященных русскому авангарду в России и за рубежом.

Данный проект выделяется из череды блестящих выставок даже не только и не столько богатством и качеством отобранного материала, а тонким исследовательским подходом и изяществом кураторской идеи.

На выставке представлено около 150 графических и живописных работ художников, принадлежавших к кругу завсегдатаев «Квартиры № 5»

Создатели проекта объединили работы художников, связанных между собой не манифестами и принадлежностью к определенным «измам» (художественным течениям начала XX века), а дружеским общением и общими вкусовыми предпочтениями, любовью к классике и поиском новых форм. Именно в этом кругу, благодаря дискуссиям, обмену впечатлениями, поэтическим чтениям, музыкальным вечерам и демонстрации собственных произведений, рождалось их искусство, художественное кредо которого, по словам Николая Николаевича Пунина, «реальность и абсолютная форма».

Квартира № 5 в доме 17 на Университетской набережной – конкретный петроградский адрес в здании Академии художеств, где находилась служебная квартира Сергея Константиновича Исакова, отчима братьев Николая и Льва Бруни. Николай Пунин, знаменитый искусствовед, с 1913 по 1934 годы работавший в Русском музее, увековечил этот адрес в своих мемуарах. С его легкой руки сообщество молодых художников, поэтов, писателей, музыкантов, критиков, собиравшихся здесь с середины 1910−х годов, получило условное обозначение, давшее название выставке.

Генеральный директор U-Art Ольга Муромцева и зав. Отделом рисунка и акварели ГРМ Наталья Козырева

«Ядром» «квартиры № 5» были Лев Бруни, Петр Митурич, Николай Тырса, Петр Львов, Натан Альтман, Николай Пунин, выбравшие себе в учителя Владимира Татлина и Велимира Хлебникова. Их объединяли интерес к форме и линии, к материалу и технике. Приехавший в Петроград Казимир Малевич с его супрематическими теориями казался им, по воспоминанию Пунина, воплощением рационализма. А их искусство было другое, разное, находившееся под влиянием футуризма и при этом выросшее из изучения и восхищения классикой.

На выставке представлено около 150 графических и живописных работ художников, принадлежавших к кругу завсегдатаев «Квартиры № 5». Поразительно, что в столь неспокойное время им удавались темы и сюжеты классические и бытовые (пейзажи, интерьеры, портретные зарисовки).

Видимо, именно это и было спасение искусством, помогавшим пережить трудные время и остаться не просто художниками, но и товарищами по жизни, теми, кого сегодня мы причисляем к петербуржскомулитературно-художественному кругу 1920−х годов.

Наталья Михайловна Козырева, заведующая Отделом рисунка и акварели Государственного Русского музея, один из организаторов и вдохновителей выставки, рассказывает о зарождении идеи так: «Сошлись два желания: показать богатую коллекцию графики конца 1910−х – 1920−х годов из фондов Русского музея и рассказать о личностиискусствоведа, арт-критика и писателя Николая Николаевича Пунина, явившегося объединяющим звеном для большинства этих художников». Работы брали не только из фондов Русского музея и других музейных собраний (Третьяковской галереи, Театрального музея им. Бахрушина, Научно-исследовательского музея Академии художествв Санкт-Петербурге и других), но и собирали по семьям художников и частным коллекциям. По словам Натальи Михайловны, выставка «росла, приращивалась и развивалась как органическое искусство», и во время подготовки проекта были сделаны некоторые исследовательские открытия, изменены датировки ряда работ.

Ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений ГРМ Ирина Карасик

Ирина Нисоновна Карасик, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений ГРМ, добавляет о роли Владимира Татлина в формировании этого сообщества: художники «вываривались в котле Татлина». Именно от него шел интерес к форме и к материалу. Поэтому естественным образом от фигуративных изображений художники переходили к рельефам и контррельефам, от которых, к сожалению, сохранилось очень мало («Бумеранг» Митурича – один из ярких тому примеров).

Ирина Нисоновна, обращаясь к потенциальному зрителю, называет пять причин, почему необходимо посетить данную выставку:

— Во-первых, вы увидите работы потрясающих художников, которые даруют зрителю наслаждение от их созерцания;

— Во-вторых, это не просто собрание художников, за этими художниками стоит событие, явление, феномен, названный по имени места, где они собирались;

— Еще одна причина: далеко не все любители искусства знают, что такое «Квартира № 5», выставка предоставляет возможность узнать об этом, можно сказать, полузабытом явлении;

— Наконец, интересна и важна личность самого Николая Николаевича Пунина, лидера и идеолога круга художников «Квартиры № 5», который «отформатировал» это сообществокак историко-культурное явление; именно сквозь призму его взгляда мы смотрим на их творчество.

В экспозицию выставки входят и интерактивные элементы

— Пятая причина — это само время, в которое творили мастера, представленные на выставке, — период с 1915 по1925 год — время подходов к новому искусству, время расцвета нового искусства и время начавшегося отхода. Это период сложно репрезентируемый, переходный и переломный, поэтому вдвойне было важно предать его атмосферу на выставке».

Действительно, все причины перечислены, однако есть еще одна, главная, которая позволяетфонду «U-ART:Ты и искусство» особенно гордиться своим участие в данном проекте: выставка «Квартира № 5» представляет редко показываемые графические работы рядом с широко известными живописными произведениями, позволяя совершенно по-новому взглянуть на определенные страницы истории российского искусства и совершить настоящие открытия в изучении русского авангарда, значимые как для исследователей, так и для широкой публики.

Фото: Руслан Шамуков