Как ни странно, Алексей Моргунов, выдающийся живописец-экспериментатор, один из зачинателей модернистского движения в России, до сих пор не удостаивался ни персональной выставки, ни монографии, ни альбома. И хотя без упоминания этого имени невозможна ни одна сколько-нибудь полная монография по истории русского авангарда, обычно исследователи говорили о художнике лишь в связи с творчеством его великих друзей – Ларионова, Малевича, Татлина. Отдельные картины неоднократно экспонировались на сборных выставках, однако по ним невозможно было составить целостное представление о наследии Моргунова. Оно оставалось практически не изученным.
Эту несправедливость призвана устранить выставка, где представлены работы из Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ, Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Ярославского художественного музея, Калужского музея изобразительных искусств, Государственного центрального Музея современной истории России и РГАЛИ, частные коллекции. Работ сравнительно немного, но зато все они очень важны для понимания эволюции русского авангарда.
Для Моргунова живопись всегда оставалась возможностью постоянного диалога с предшественниками и современниками и в России, и за рубежами. Сын и ученик знаменитого пейзажиста Алексея Саврасова, он всю жизнь был занят расширением границ творчества. Глубокое знание европейского модернизма пришло к нему во время знаменательного путешествия по Австрии, Германии, Италии и Франции (1909). Впечатления от этой поездки нашли отражение в целом ряде шедевров. Картина «Париж» в начале 1911 года была опубликована в журнале «Аполлон», что едва ли не первым актом признания радикалов в России.
Да ведь мы — художники, творцы видимых форм нашего сознания! Мы — великие утописты! Мы даем облик жизни!
Алексей Моргунов 1918
Моргунов нарисовал марку объединения «Бубновый валет» и стал участником одной из самых скандальных акций футуристов, прогулявшись вместе с Малевичем по Кузнецкому мосту с деревянной ложкой в петлице пальто.
Как истинный авангардист Моргунов стремился к постоянному самообновлению. В его работах отразились фовизм, кубизм, кубо-футуризм увлечение футуристической заумью, и движение к беспредметности. Интересно, что некоторые направления не возникали последовательно, а развивались параллельно друг-другу.
Бросайте красить крыши домов обывателей, ибо стерты грани видов искусства и распыленностью достигнуто единство целого. Старое искусство умерло, и я возвещаю вам Сверх-Искусство Знаков.
Алексей Моргунов 1919
После большевистского переворота художник выступил одним из инициаторов «футуристической революции» — грандиозной реформы специального образования, превратившей русский авангард из маргинального движения в массовое. Моргунов стал самым первым руководителем школьной секции отдела ИЗО Наркомпроса, преобразовал Строгановку в Государственные Свободные художественные мастерские (в то время как бывшее УЖВЗ реформировал Илья Машков), а затем участвовал и в создании Вхутемаса.
И в середине 1920-х, и в начале 1930-х годов он оставался убежденным модернистом, по-прежнему был активен, выставлялся с ОМХ, стал одним из создателей советского индустриального пейзажа. Но после ранней смерти его забыли на десятилетия…
Все стадии моего художественного развития — от реализма до крайних точек футуризма — я рассматриваю как неизбежную дань той эпохе, в которой я жил
Алексей Моргунов 1930-е
Прежде всего, произведения Моргунова следовало собрать и осмыслить как целостность. Считалось, что уцелело не более пятидесяти его картин. Но во время подготовки к выставке было выявлено более двух сотен замечательных холстов, акварелей и рисунков разных лет, которые хранятся в 35 музеях — не только в России, но и в Европе (Салоники, Амстердам), Азии (Нукус), Америке (Чикаго). Многое пришлось заново атрибутировать и датировать.
Несмотря на то, что архив Моргунова утрачен, его творческий облик удалось реконструировать с достаточной полнотой. В каталоге выставки приведены статьи мастера из газеты «Анархия» (1918), анкеты и выступления по проблемам образования (1920-е), а также, содержательные фрагменты его воспоминаний (1930-е).
Текст: Игорь Смекалов, доктор искусствоведения, научный сотрудник отдела графики ХХ века Государственной Третьяковской галереи