IV Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE по уже сложившейся традиции прошел в зале Врубеля Третьяковской галереи. Концепция проекта, в основе которой лежит стремление к синтезу музыки и живописи, неизменно рождается в творческом диалоге фонда «U-ART: Ты и искусство», заслуженного артиста России виолончелиста Бориса Андрианова и специалистов Третьяковской галереи.
В этом году фестиваль был посвящен выставке Эдварда Мунка и русско-скандинавским связям конца XIX – начала XX века в изобразительном искусстве, музыке и литературе. В фестивале VIVARTE-2019 приняли участие 42 музыканта из разных стран мира, в том числе и известные норвежские, датские музыканты, которые редко выступают на российской академической сцене.
Проведение концертов в окружении произведений Михаила Врубеля на этот раз было особенно удачно. Врубель является, пожалуй, самым ярким среди русских художников выразителем идеи гезамкунстверка — совершенного произведения, объединяющего разные сферы искусства, — которая царила на рубеже веков в философии символизма и стиле модерн. Врубель и Мунк — художники одного поколения, со схожим трагическим мироощущением, «говорящие» на новом, непонятном их современникам «языке». Для устроителей фестиваля также было интересно проследить очевидную или неочевидную общность скандинавской и русской живописной и музыкальной традиций.
Каждый из шести концертов в зале Врубеля сопровождался показом картины одного из русских художников этого времени и рассказом специалистов Третьяковской галереи об ее художественных особенностях. Все произведения были специально отобраны для того, чтобы продемонстрировать те или иные качества, родственные творчеству Мунка и скандинавской живописной традиции в целом. В то же время каждое полотно созвучно музыкальной теме вечера.
В день открытия фестиваля 26 мая прозвучали произведения норвежских композиторов — Эдварда Грига и Арнльота Хельдоса — и «венгерского Брамса» Эрнё Донаньи в исполнении скрипача Сергея Догадина, альтиста из Норвегии Ларса Андерса Томтера, художественного руководителя и виолончелиста Бориса Андрианова и норвежского пианиста Кристиана Иле Хадланда. Сопровождал концерт пейзаж «Лунная ночь. Большая дорога» Исаака Левитана.
Второй концерт, напротив, был посвящен мажорным произведениям русских композиторов Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича и основоположника современной датской композиторской школы Карла Нильсена. Впервые в Москве по приглашению VIVARTE выступил датский духовой Квинтет имени Карла Нильсена. Жизнеутверждающему характеру музыки вторил эскиз к картине Филиппа Малявина «Вихрь» (1905). Тема танца и звучные сочетания красного и зеленого цветов объединяют этот эскиз с центральным произведением мунковского «Фриза жизни» – картиной «Танец жизни»
28 мая Дмитрий Синьковский и его ансамбль La Voce Strumentale при участии норвежской гамбистки Хенрикке Рюннинг, впервые выступающей в России, исполнили музыку барокко. Произведения Иоганна Себастьяна Баха и Иоганна Пфайффера, и религиозное мироощущение того времени входило в резонанс с интерпретацией центрального христианского сюжета Михаилом Нестеровым в полотне «Несение Креста» (1924). Обращаясь к новозаветной истории, и Мунк, и Нестеров словно переживали ее заново, рассматривая события жизни Христа через призму личного восприятия.
Четвертый музыкальный вечер был назван сольным «портретом» российско-британской пианистки Екатерины Апекишевой. Во время концерта был показан «Портрет Надежды Юрьевны Станюкович» (1903) кисти Виктора Борисова-Мусатова. «Интеллектуальная натура и личное обаяние Надежды Юрьевны Станюкович вдохновили Виктора Борисова-Мусатова на создание нескольких картин. Асимметричные черты лица словно выражают внутренний душевный надлом, свойственный героиням начала ХХ века. Портреты Мунка также отражали сложную гамму душевных состояний женских персонажей – от мимолетной радости до глубокой тоски».
31 мая произведения великого норвежца Эдварда Грига, а также советских классиков Дмитрия Шостаковича и Рейнгольда Глиэра прозвучали в исполнении Юлиана Рахлина, Сары Макелрави, Бориса Андрианова, Итамара Голана и британско-норвежского скрипача-виртуоза Чарли Сиема. Живописным фоном вечера стала картина «Любители бури» (1908) «голуборозовца» Петра Уткина. Смятение, противоречивое состояние восторга и меланхолии, выраженные своеобразным расположением фигур в пейзаже, колористическим строем, сложным ритмом мазков и линий, да и самим названием, близки скандинавскому живописцу.
Программа концерта 1 июня представила три фортепианных квартета, созданных Вольфгангом Амадеем Моцартом, Антонином Дворжаком и Иоганнесом Брамсом в исполнении международной команды «корифеев» VIVARTE: скрипача Юлиана Рахлина, альтистки Сары Макелрави, виолончелиста Бориса Андрианова и пианиста Итамара Голана.
«Поздние работы Николая Ге, наполненные необыкновенной силой экспрессии, как и произведения Мунка, не находили понимания у зрителей и художественных критиков. В равной степени и Мунк, и Ге испытали на себе жесткое давление мнений критики и публики, не готовых к восприятию нового художественного языка».
Сложная и разнообразная картина существования человеческого духа — от бурных порывов до разочарования, от стойкости и радости преодоления до полной апатии, от пылкости до мягкости — предстала перед слушателем. Зрительный ряд был дополнен эскизом русского художника, «предтечи экспрессионизма» Николая Ге «Христос и Никодим» (1889) — финальным аккордом скандинавско-русских музыкально-художественных параллелей.
Предварил закрытие фестиваля солнечный музыкальный променад, в рамках которого зрители смогли посетить три открытых концерта и прогуляться по одним из самых живописных мест старой Москвы. В променаде приняли участие: скрипачка Елена Ревич, баянист Николай Сивчук, Российский квартет саксофонистов и Ансамбль «Русский Ренессанс».
Фестиваль VIVARTE завершился в Инженерном корпусе Третьяковской галереи фантастической программой гитариста-виртуоза Дмитрия Илларионова «Сати-видения / Satie’s-fiction».
Специально для тех, кто не смог побывать на концертах, были организованы онлайн-трансляции. Всего фестиваль посмотрели около 240 тысяч человек по всей России и за рубежом. Это позволило фестивалю значительно увеличить аудиторию и выйти далеко за пределы камерного зала.