Фестиваль «Vivacello» триумфально перешагнул во второе десятилетие своего существования. Подобно хорошему коньяку, форум год от года становится все насыщеннее, раскрывая новые нотки своего богатого «купажа». Вместе с тем, организаторам в лице виолончелиста Бориса Андрианова и благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство» Тамаза и Иветы Манашеровых удается сохранять сложившиеся за эти 11 лет традиции: здесь выступают лучшие музыканты современности, а программа неизменно отличается изысканностью и разнообразием.
Еще каких-нибудь лет 70-80 назад никто и подумать мог, что виолончель сделает столь блестящую «сольную карьеру», встав в один ряд с фортепиано и скрипкой. Неоспоримый вклад в процесс «эмансипации» инструмента внес фестиваль «Vivacello», который сегодня является одним из самых ожидаемых событий концертной жизни Москвы. В нынешнем году фестиваль развернулся особенно широко, так что семь концертов, прошедшие на разных площадках, практически объяли необъятное: классику, современную академическую музыку, джаз и даже театральный жанр. С недавних пор палитру фестиваля также дополняют мастер-классы.
Концерт-открытие уже во второй раз принимал Большой зал «Зарядья». Правда, в этом году пришлось обойтись без мировой премьеры, к которым завсегдатаи фестиваля успели привыкнуть: пополнение виолончельного репертуара новыми произведениями – одна из главных задач «Vivacello». Например, на прошлогоднем открытии прозвучал опус Гии Канчели «Т. S. D. для виолончели с оркестром». Планировалось, что в 2019-м новое произведение напишет Анатолиюс Шендеровас, но в марте он скончался. Взамен состоялась российская премьера концерта для виолончели и аккордеона (баяна) «Le Rêve de Maya» («Мечта Майи») французского композитора и гитариста Самюэля Струка. Редкое сочетание тембров оказалось красивым и убедительным, особенно в превосходном исполнении Бориса Андрианова и баяниста Николая Сивчука. Дмитрий Филатов, победитель последнего международного конкурса дирижеров им. Е. Светланова, не убоявшись новой музыки, уверенно вел оркестр «Русская филармония». А в ансамбле с Нареком Ахназаряном родилась яркая и темпераментная интерпретация уже почти классического шедевра – Концерта-рапсодии для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна.
Особым событием стал приезд специального гостя – легендарного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. В фестивальной программе значилось его выступление в качестве дирижера, но по состоянию здоровья маэстро предпочел остаться в зрительном зале. Свои полномочия он передал дирижеру Мацею Твореку, который и руководил исполнением Concerto grosso № 1 для трех виолончелей с оркестром. Сольные партии разделили блистательные музыканты: уже знакомые по предыдущим «Vivacello» Клаудио Бохоркес и Данжуло Ишизака, а также новоиспеченная звезда, лауреат XVI Конкурса Чайковского, восемнадцатилетний китаец Чень Ибай, вновь удививший своей музыкальностью и не по годам зрелым исполнением.
Для тех, кто хотел услышать, как Борис Андрианов на своем инструменте имитирует крики чаек и протяжное чтение «в нос» Бродского, а актриса Татьяна Друбич перевоплощается в виолончель, был отведен вечер в Малом зале Московской консерватории под названием «Концерт для виолончели с характером». Впрочем, назвать его концертом было бы неправильно – получился самый настоящий спектакль. «Историю одного инструмента» сочинил писатель Саша Филипенко, а Друбич прекрасно вжилась в роль 300-летней изящной красавицы работы венецианского мастера Доменико Монтаньяны. Там же, на сцене произошла знаменательная встреча: виолончель Андрианова во второй раз в жизни увиделась со своей «сестрой», которую представил британский виолончелист Гай Джонстон. Рассказ сопровождала музыка: четыре дуэта для двух виолончелей Р. Глиэра и «Сарабанда» из третьей сюиты И.С. Баха. В конце публике пришлось сообщить и плохую новость: Борис Андрианов вскоре будет вынужден расстаться с инструментом Монтаньяны, так как он, по экономическим причинам, возвращается в Госколлекцию.
Спектакль – не единственный эксперимент фестиваля. Вечер «Мастер и музы: виолончели Габриэля Джебрана Якуба» стал посвящением известному петербургскому мастеру, которого часто называют «Страдивари наших дней». Якуб – дипломированный виолончелист, поэтому к «родному» инструменту у него отношение особое. Он давно мечтал собрать свои детища в одном месте, и вот, наконец, получилось: московские и питерские виолончелисты встретились во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. Щусева и музицировали на 9-ти инструментах работы Габриэля.
На балконе, опоясывающем зал флигеля, Борис Андрианов, Анна Кошкина, Андрей Яцыныч и Александр Рамм сыграли «Сарабанду» из 6-й виолончельной сюиты Баха (транскрипция для 4-х виолончелей). Благодаря тому, что музыканты находились в разных частях балкона, возник потрясающий акустический эффект – музыка буквально «воспарила» над публикой. Кстати, Якуб и сам «взялся за смычок», так что страстную “Fuga y misterio” А. Пьяццоллы играли уже 11 виолончелистов.
Ровно на экваторе «Vivacello» на праздник виолончельной музыки ворвалась гитара – так случился перекрестный концерт с Международным фестивалем имени А. Фраучи. Несмотря на название – «Место встречи: гитара VS виолончель» – никакого соперничества не было и в помине. Один из лучших в России классических гитаристов Дмитрий Илларионов и Борис Андрианов – хорошие друзья, а их явное удовольствие от игры друг с другом всегда разделяет и публика. Вместе с Анной Кошкиной и Филиппом Чижевским, вставшим за пульт ансамбля «Questa musica», они сыграли эффектный опус Джованни Соллима «When we were trees» для двух виолончелей, гитары и струнного оркестра. В оригинале произведение написано для двух виолончелей и струнных, но давний друг «Vivacello» Георгий Гусев специально для фестиваля сделал новую версию с участием гитары, так что еще одной премьерой в копилке форума стало больше.
Впервые среди площадок «Vivacello» появился джаз-клуб, где два вечера тон и ритм задавали британские музыканты. «В Лондоне я сказал, что мне нужно что-то неклассическое и необычное», – рассказывает Андрианов. Виолончель в непривычной для московской публики джазовой ипостаси представили Трио Ширли Смарт и группа Аянны Виттер-Джонсон.
Если Ширли сочетает академическое с джазом и музыкальным наследием Ближнего Востока, то искусство Аянны находится на стыке блюза и поп-музыки, черпая вдохновение в спиричуэлс. Динамичные и драйвовые номера Ширли Смарт на следующий день сменились изящными и лаконичными сонгами Виттер-Джонсон. Неподражаемый вокал Аянны чуть было не оставил в тени ее же мастерство виолончелистки, которое, среди прочего, удивило использованием гитарных приемов игры.
Имя Мстислава Ростроповича в мире виолончели священно, а потому фестиваль «Vivacello» без него немыслим. В конференц-зале Московской консерватории гениального музыканта вспоминали на презентации видеокурса «Мои уроки с Ростроповичем», подготовленного профессором Академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки Раймо Сариолой. В 1972–1974 годах он учился в классе Мстислава Леопольдовича и тайком записывал уроки с ним. Позже выяснилось, что так делал не он один («пиратствовал», например, и Миша Майский). Теперь же эти архивные материалы являются свидетельствами уникального педагогического мастерства Ростроповича. Комментируя видеоуроки, Сариола рассказал много интересного о личности своего учителя, в частности, о его «нечеловеческой» способности мгновенно запоминать любую (не только музыкальную) информацию.
Финал фестиваля в зале Чайковского стал вечером российских премьер. Концерт для виолончели с оркестром хорошо известного у себя на родине британца Джеральда Финци добирался до нас почти 65 лет. Примерно столько же времени в Россию ехал и его первый исполнитель, маститый Рафаэль Уоллфиш. Богатый и насыщенный звук Уоллфиша, а также ясность концепции и поразительная дирижерская техника Джастина Брауна, вставшего за пульт БСО им. П. Чайковского, обеспечили целостное художественное впечатление. Премьеру концерта для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Анатолиюса Шендероваса посвятили памяти литовского композитора. Выразительную и глубокую интерпретацию сочинения представили пианист Андрей Коробейников, британская виолончелистка Лора ван дер Хейден и лауреат последнего конкурса Чайковского, скрипач Айлен Притчин.
Помимо экспериментов и премьер, на фестивале случился и сюрприз. Неожиданно для всех на сцену вышел легендарный виолончелист, на протяжении полувека бывший концертмейстером БСО, Виктор Симон (в январе 2020-го музыканту исполнится 90). Под аккомпанемент родного оркестра он очаровал слушателей и благородством звука, и чувством стиля, и виртуозностью, исполнив «Песню Менестреля» А. Глазунова и переложение романса Вольфрама из вагнеровского «Тангейзера».
И в завершение – концерт для виолончели и духового оркестра Фридриха Гульды (солировал Борис Андрианов). Этот опус, в котором эксцентричный Гульда смело замешал стили и жанры (джаз-рок, лендлер, менуэт и даже бравурный марш), мог бы стать отличным эпиграфом к «Vivacello» 2019-го года – настолько ярким, концентрированным и разнообразным получился фестиваль.