Новая реальность вносит свои коррективы повсюду, и сфера искусства, увы, не исключение. Ставший за 12 лет знаковым событием московской музыкальной осени, международный фестиваль виолончельной музыки
Vivacello ограничился в этом году единственным концертом, а остальную программу решено было перенести на ноябрь 2021 года. Организаторы обещают встречу со знакомыми артистами, новые лица и, по традиции, мировую музыкальную премьеру, на этот раз — произведение молодого французского композитора Самюэля Струка
— Решение перенести фестиваль далось нам непросто, но оно было единодушным, — объясняет художественный руководитель Vivacello Борис Андрианов. — Мы не хотели подвергать опасности коллег-музыкантов, партнеров и нашу публику. В результате получилось так, что часть запланированных на этот год выступлений мы переносим на следующий сезон, а часть программы будет совершенно новой, над ней мы работаем сейчас. И всё же нам не хотелось совсем пропускать этот год, казалось символичным и обнадеживающим, что фестиваль Vivacello прозвучит хотя бы в один вечер.
Выступление прошло в Концертном зале имени Чайковского. 18 ноября там прозвучала в новом прочтении пьеса Павла Карманова для виолончели с оркестром Musica con cello, созданная специально для фестиваля Vivacello в 2014 году (тогда же состоялась ее мировая премьера). Также в программу вошли концерт для виолончели с оркестром Эдуара Лало и концерт для двух виолончелей, струнных и basso continuo Антонио Вивальди. Ни один фестиваль Vivacello, даже в самом усеченном формате, не обходится без премьеры. В этот раз гости Московской филармонии первыми в мире услышали «Рандеву» классика московской школы Ефрема Подгайца для виолончели и домры с оркестром в исполнении Бориса Адрианова и Екатерины Мочаловой.
— Нет худа без добра, — говорит Борис Андрианов. — Накануне концерта заболела оркестрантка, которая играет на фортепиано, а в концерте было много партий фортепиано. В итоге вышло так, что произведение Карманова исполнял сам Карманов, а Подгайца — сам Подгайц. Так что у зрителей была возможность увидеть двух композиторов на сцене.
По словам организаторов, провести даже один концерт оказалось непросто: буквально в последний момент из-за карантинных ограничений не смогли прилететь в Москву французские музыканты, заявленные в программе: Эммануэль Бертран и Эдгар Моро. А позже заболел и дирижер Дмитрий Лисс.
— Когда мы остались без дирижера, я не знал, что делать, — признается Борис Адрианов. — Но буквально в тот же день выяснилось, что в Москве проездом будет Дмитрий Юровский, главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета, а также Королевской фламандской оперы в Антверпене. Он давний друг и партнер нашего фестиваля. Это была огромная удача. Выручил и еще один наш давний друг, Денис Шаповалов. Буквально за два-три дня он сумел вспомнить не так часто исполняемый концерт Лало и занимался с такой самоотдачей, что в кровь разбил палец. Словом, все настолько вложились в этот концерт, что он не мог не состояться. Должен сказать, что даже два дня спустя в фойе филармонии ко мне подходили люди и благодарили за наше выступление, которое действительно удалось вопреки всем сложностям. К тому же, мы немного посвятили зрителей в детали подготовки, и это создало особую атмосферу доверия и участия в тот вечер.
Что касается программы на 2021 год, то ее деталей пока не раскрывают. Отчасти — боясь сглазить, отчасти — из-за большого количества идей и вариантов, из которых еще предстоит выбрать окончательную комбинацию.
Совершенно точно гости Vivacello услышат «Гольдберг-вариации» Баха в версии для струнного трио в исполнении бессменного участника фестиваля Юлиана Рахлина, его супруги альтистки Сары Макэлрави и Бориса Андрианова.
— Была красивая идея, что в этом году фестиваль откроет концертом Сергея Прокофьева великий британский виолончелист Стивен Иссерлис, а я выступлю с концертом его внука Габриэля Прокофьева, — говорит Борис Андрианов. — Я очень надеюсь, что Стивену и другим приглашенным звездам ничто не помешает приехать в Москву в следующем году, но пока не знаю, как за это время изменится наша программа.
Организаторы говорят, что в рамках фестиваля состоятся четыре «классических концерта» в больших московских залах. Представитель известной музыкальной династии с российскими корнями Стивен Иссерлис и его ученик, победитель первого Международного юношеского конкурса имени Чайковского немецкий виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт должны будут выступить с оркестром, каждый — со своей программой. Еще два концерта будут камерными: исполнение «Гольдберг-вариаций» и выступление легендарного каталонского музыканта, виртуоза игры на виоле да гамба, популяризатора аутентичного исполнения старинной музыки Жорди Саваля. Скорее всего, музыкант выберет для фестиваля дуэт из близкого ему барочного репертуара.
— Мы не намерены отступать от традиции и хотим наполнить фестиваль оригинальными элементами, поэтому будут и джаз, и минимализм, и многое другое, — добавляет Борис Андрианов. — И уже готовим мировую премьеру. В прошлом году в программе звучал двойной концерт для баяна и виолончели «Мечты Майи» французского композитора Самюэля Струка, и мы решили продолжить сотрудничество — попросили его написать к следующему сезону произведение для виолончели и гитары. Мне хотелось бы сыграть его с замечательным гитаристом, номинантом «Грэмми» Дмитрием Илларионовым. К тому же, сам Струк — гитарист, и я уверен, что у него должно получиться что-то очень крутое. Планов и надежд у нас стало лишь больше, и мы верим, что в наступающем году Vivacello прогремит под сводами московских концертных залов с двойной силой!