Событие

25.11.2020
Москва
В ожидании премьер

Новая реальность вносит свои коррективы повсюду, и сфера искусства, увы, не исключение. Ставший за 12 лет знаковым событием московской музыкальной осени, международный фестиваль виолончельной музыки

Vivacello ограничился в этом году единственным концертом, а остальную программу решено было перенести на ноябрь 2021 года. Организаторы обещают встречу со знакомыми артистами, новые лица и, по традиции, мировую музыкальную премьеру, на этот раз — ​произведение молодого французского композитора Самюэля Струка

 

— Решение перенести фестиваль далось нам непросто, но оно было единодушным, — ​объясняет художественный руководитель Vivacello Борис Андрианов. — ​Мы не хотели подвергать опасности коллег-­музыкантов, партнеров и нашу публику. В результате получилось так, что часть запланированных на этот год выступлений мы переносим на следующий сезон, а часть программы будет совершенно новой, над ней мы работаем сейчас. И всё же нам не хотелось совсем пропускать этот год, казалось символичным и обнадеживающим, что фестиваль Vivacello прозвучит хотя бы в один вечер.

За дирижерским пультом — давний друг фестиваля Дмитрий Юровский

Выступление прошло в Концертном зале имени Чайковского. 18 ноября там прозвучала в новом прочтении пьеса Павла Карманова для виолончели с оркестром Musica con cello, созданная специально для фестиваля Vivacello в 2014 году (тогда же состоялась ее мировая премьера). Также в программу вошли концерт для виолончели с оркестром Эдуара Лало и концерт для двух виолончелей, струнных и basso continuo Антонио Вивальди. Ни один фестиваль Vivacello, даже в самом усеченном формате, не обходится без премьеры. В этот раз гости Московской филармонии первыми в мире услышали «Рандеву» классика московской школы Ефрема Подгайца для виолончели и домры с оркестром в исполнении Бориса Адрианова и Екатерины Мочаловой.

На концерте прозвучала в новом прочтении пьеса Павла Карманова Musica con cello. В исполнении участвовал и сам композитор.

— Нет худа без добра, — ​говорит Борис Андрианов. — ​Накануне концерта заболела оркестрантка, которая играет на фортепиано, а в концерте было много партий фортепиано. В итоге вышло так, что произведение Карманова исполнял сам Карманов, а Подгайца — ​сам Подгайц. Так что у зрителей была возможность увидеть двух композиторов на сцене.

По словам организаторов, провести даже один концерт оказалось непросто: буквально в последний момент из-за карантинных ограничений не смогли прилететь в Москву французские музыканты, заявленные в программе: Эммануэль Бертран и Эдгар Моро. А позже заболел и дирижер Дмитрий Лисс.

Жорди Саваль. Каталонский гамбист и дирижер. Учился в Барселонской консерватории по классу виолончели, но перешел к игре на виоле да гамба. Создал ансамбль старинной музыки Hespèrion XXI, камерный хор Capella Reial de Catalunya, «барочный» оркестр Le Concert des Nations. Известен как популяризатор аутентичного исполнительства. Более 20 лет возглавляет звукозаписывающую компанию Alia Vox, которая специализируется на старинной музыке разных стилей.

— Когда мы остались без дирижера, я не знал, что делать, — ​признается Борис Адрианов. — ​Но буквально в тот же день выяснилось, что в Москве проездом будет Дмитрий Юровский, главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета, а также Королевской фламандской оперы в Антверпене. Он давний друг и партнер нашего фестиваля. Это была огромная удача. Выручил и еще один наш давний друг, Денис Шаповалов. Буквально за два-три дня он сумел вспомнить не так часто исполняемый концерт Лало и занимался с такой самоотдачей, что в кровь разбил палец. Словом, все настолько вложились в этот концерт, что он не мог не состояться. Должен сказать, что даже два дня спустя в фойе филармонии ко мне подходили люди и благодарили за наше выступление, которое действительно удалось вопреки всем сложностям. К тому же, мы немного посвятили зрителей в детали подготовки, и это создало особую атмосферу доверия и участия в тот вечер.

Что касается программы на 2021 год, то ее деталей пока не раскрывают. Отчасти — ​боясь сглазить, отчасти — из-за большого количества идей и вариантов, из которых еще предстоит выбрать окончательную комбинацию.

Композитор Ефим Подгайц после мировой премьеры своего сочинения «Рандеву»

Совершенно точно гости Vivacello услышат «Гольдберг-­вариации» Баха в версии для струнного трио в исполнении бессменного участника фестиваля Юлиана Рахлина, его супруги альтистки Сары Макэлрави и Бориса Андрианова.

— Была красивая идея, что в этом году фестиваль откроет концертом Сергея Прокофьева великий британский виолончелист Стивен Иссерлис, а я выступлю с концертом его внука Габриэля Прокофьева, — ​говорит Борис Андрианов. — ​Я очень надеюсь, что Стивену и другим приглашенным звездам ничто не помешает приехать в Москву в следующем году, но пока не знаю, как за это время изменится наша программа.

СТИВЕН ИССЕРЛИС Всемирно известный британский виолончелист, кавалер Ордена Британской империи и обладатель премии Роберта Шумана. Известен как блестящий солист, камерный исполнитель и педагог, а также автор детских книг об истории музыки и музыкальных сказок. Большинство концертов Иссерлис играет на виолончели Страдивари Marquis de Corberon.

Организаторы говорят, что в рамках фестиваля состоятся четыре «классических концерта» в больших московских залах. Представитель известной музыкальной династии с российскими корнями Стивен Иссерлис и его ученик, победитель первого Международного юношеского конкурса имени Чайковского немецкий виолончелист Даниэль Мюллер-­Шотт должны будут выступить с оркестром, каждый — ​со своей программой. Еще два концерта будут камерными: исполнение «Гольдберг-­вариаций» и выступление легендарного каталонского музыканта, виртуоза игры на виоле да гамба, популяризатора аутентичного исполнения старинной музыки Жорди Саваля. Скорее всего, музыкант выберет для фестиваля дуэт из близкого ему барочного репертуара.

— Мы не намерены отступать от традиции и хотим наполнить фестиваль оригинальными элементами, поэтому будут и джаз, и минимализм, и многое другое, — ​добавляет Борис Андрианов. — ​И уже готовим мировую премьеру. В прошлом году в программе звучал двой­ной концерт для баяна и виолончели «Мечты Майи» французского композитора Самюэля Струка, и мы решили продолжить сотрудничество — ​попросили его написать к следующему сезону произведение для виолончели и гитары. Мне хотелось бы сыграть его с замечательным гитаристом, номинантом «Грэмми» Дмитрием Илларионовым. К тому же, сам Струк — ​гитарист, и я уверен, что у него должно получиться ­что-то очень крутое. Планов и надежд у нас стало лишь больше, и мы верим, что в наступающем году Vivacello прогремит под сводами московских концертных залов с двой­ной силой!