Искусствовед Софья Аксенова, научный сотрудник Третьяковской галереи отправилась в США, чтобы собрать материал и дополнить картину последних лет творчества Ильи Репина. Это исследование приурочено к работе над выставкой Репина, которая откроется в ГТГ в марте 2019 года и ставит своей целью преодолеть инерцию восприятия его искусства, показать его близость пластическим исканиям современников и живую реакцию на события XIX и XX веков.
Историография жизни и творчества Ильи Репина все еще имеет «белые пятна». Одна из задач выставки – переосмыслить позднее творчество художника и дополнить представления о событиях его жизни на протяжении ХХ века. Удивительно, но ряд ценных источников, касающихся этих вопросов, находятся в США.
Именно Илья Репин стал главным представителем русской живописи XIX века для любителей искусства в США: при жизни художника его работы экспонировались на нескольких выставках и получали там исключительно восторженные отзывы, его рисунки публиковались в журналах, а его биография и особенности творчества освещались в прессе.
Важными точками для исследования стали:
— музей и архив Принстона, где хранится одна из малоизвестных в России, но значимых в позднем творчестве Репина картин «Голгофа»,
— знаменитый Бахметьевский архив, хранящийся в библиотеке Коумбийского университета, в котором собрана обширная переписка Репина,
— архив небольшого города Вест-Честер, где хранятся записи американского исследователя первой половины XX века Кристиана Бринтона, влюбленного в русское искусство и посвятившего ряд исследований творчеству Репина.
*Подробнее о гранте фонда для научных сотрудников Государственной Третьяковской галереи в материале.