Событие

27.06.2018
Шаг за шагом к творческой свободе. Третий фестиваль камерной музыки VIVARTE.
ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА ФОТО: ЕВГЕНИЙ ЕВТЮХОВ, КИРИЛЛ КУДРЯВЦЕВ

В Москве в третий раз прошел фестиваль камерной музыки VIVARTE — уникальный совместный проект культурно-благотворительного фонда «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых, всемирно известного виолончелиста Бориса Андрианова и Государственной Третьяковской галереи.

Третий выпуск фестиваля сохранил форму двух предыдущих — шесть вечеров академической камерной музыки в зале Врубеля и «Музыкальный променад», включивший три общедоступных мультижанровых концерта, в том числе и под открытым небом. Однако в содержании музыкальных программ и их художественном обрамлении произошли некоторые важные перемены.

Президент фестиваля Ивета Манашерова

Фестиваль 2018 года активнее и шире продвинул идею творческого выхода за рамки, будь то оковы филармонических принципов, заданность музыкального жанра или стиля, границы академической традиции в целом и даже пределы сферы творческой деятельности. Красноречивым примером последнего стала жизнь художника Михаила Ларионова, одного из основоположников русского авангарда и его признанного лидера, основателя «лучизма» и инициатора выставки «Бубновый валет», положившей начало одноимённому передовому сообществу. Кроме того, Ларионов был верным соратником Сергея Дягилева до самой смерти последнего. Великий импресарио дал зелёный свет практически всем театральным экспериментам художника, успешно примерившего на себя роль не только декоратора спектаклей «Русского балета», но и многие другие. И каждый его шаг в сторону от привычного, предначертанного, опробованного означал движение к ещё большей творческой свободе.

Каждый концерт сопровождался выставка одной картины М. Ларионова

Именно многогранное творчество Михаила Ларионова стало художественной темой третьего фестиваля VIVARTE. Зритель в этом году впервые был лишён интриги и знал заранее, что ему предстоя­ло увидеть. Но и сами работы Ларионова таят в себе немало сюрпризов, и кураторы Третьяковки, приготовившие увлекательный комментарий к картинам, которые выставлялись на каждом концерте, смогли удивить. Так были представлены работы разных периодов жизни Ларионова в различных жанрах — от импрессионистского пейзажа до эскиза костюма к дерзкому балету молодого Прокофьева «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», где художник остроумно переосмыслил образы русского фольклора.

Скрипачка Алёна Баева

Между тем этот балет, поставленный антрепризой Дягилева в 1921 году в Париже, стал для Ларионова особой вехой. На афише он был обозначен не только как автор декораций и костюмов, но и как хореограф. Он воспринял образ шута как своё альтер эго, а спектакль превратил в рассказ об изнанке театральной жизни. «На глазах у зрителя силами самих актёров менялись декорации, происходили бесконечные переодевания и смены масок. Казалось, что в этой сбивающей с толку весёлой суматохе перепутаны собственно показ балета и его репетиции. <…> Постановка… стала, наверное, уникальным опытом в истории театра, когда балет был от начала и до конца сочинён человеком без хореографической подготовки». (Е. Илюхина «Михаил Ларионов: жизнь в балете»).

«Сказка о беглом Солдате и Чёрте, читаемая, играемая и танцуемая». В роли черта тромбонист Элиас Файнгерш

В музыкальной программе VIVARTE мы также видим результаты творческого поиска в самых непредсказуемых направлениях. К примеру, неподражаемый Элиас Файнгерш из Швеции показал всему миру, что, оказывается, тромбон — инструмент из группы тяжёлой меди, пока ещё не пробивший себе путь на сольную эстраду — может стать главным действующим лицом моноспектакля. Что тромбонист может играть не только классику и джаз, но и драматические роли. И даже стать основателем собственного театра, писать сценарии и музыку к спектаклям и выступать в них.

Скрипачу Сергею Малову тоже стало тесно в русле академического мейнстрима. Он освоил также альт и виолончель да спалла (барочную виолончель пикколо, которую держат на плече — как скрипку) и начал придумывать оригинальные программы, в которых история теснейшим образом переплетается с современностью, а хиты и раритеты из разных эпох объединяются одной креативной идеей. Программа Малова для VIVARTE была выстроена вокруг двенадцати последних каприсов Паганини и включала в себя, наряду с шедеврами генуэзского виртуоза, импровизации самого исполнителя и малоизвестную музыку XVII и ХХ веков.

Репертуар Сергея Малова охватывает огромный диапазон произведений — от раннего барокко до современности

Трубач Сергей Накаряков сегодня известен всему миру как непревзойдённый виртуоз, снискавший международную славу ещё в самом юном возрасте. И его искусство — отличный пример расширения границ. Переиграв всё, что написано для трубы, Сергей взялся осваивать репертуар других инструментов, в том числе струнных, и справляется с этой задачей всегда блестяще. На фестивале VIVARTE он играл музыку, созданную изначально для скрипки, кларнета, валторны, а также пьесу для, собственно, трубы, специально написанную для Сергея нашим современником из Израиля композитором Владимиром Торчинским. Композитор, зная возможности Накарякова, сочинил такую заковыристую пьесу, что её и на скрипке, наверное, было бы исполнить нелегко.

Сергей Накаряков

Или вот Андрей Пушкарёв и его Бах. Играл Андрей, во‑первых, на вибрафоне — инструменте, для которого Бах никогда не писал. Во-вторых, играл не совсем так, как писал Бах, а так, как сыграли бы Билл Эванс, Чик Кориа, Оскар Питерсон, Скотт Джоплин, Дэйв Брубек и другие великие джазовые пианисты прошлого и настоящего. Одна из инвенций Баха, вошедшая в цикл Пушкарёва Bach Vibrations, была решена в стиле Жака Лусье, основавшего всемирно известное трио Play Bach и задавшего моду на Баха в одеянии джаза.

Андрей Пушкарёв исполняет джазовые импровизации на двухголосные инвенции И. С. Баха

Одним из хедлайнеров VIVARTE‑2018 стал едва ли не лучший в мире на сегодняшний день струнный квартет. Это содружество четырёх выдающихся исполнителей, объединившихся под руководством Михаила Копельмана, который был первой скрипкой в Квартете им. А.П. Бородина на протяжении двадцати лет. «Копельман-квартет» — продолжатели самых лучших традиций квартетного искусства, по мнению критиков, вершинного во всём камерном исполнительстве.

«Копельман-квартет». Один из лучших камерных коллективов мира.

И всё же этих артистов отличает не только верность традициям, но и способность быть первооткрывателями. Недаром всемирно известный пианист Евгений Кисин, с недавних пор ярко заявивший о себе на композиторском поприще, в 2016 году написал струнный квартет именно для ансамбля Михаила Копельмана. Монументальный опус был восторженно принят прессой. Прежде он лишь однажды исполнялся в Москве, а теперь эксклюзивно прозвучал для слушателей фестиваля VIVARTE.

Фестиваль собирает аудиторию всех возрастов

Жанрово-стилевая палитра музыкальных программ третьего VIVARTE поразила особенной широтой. Шуман соседствовал с Танеевым, Гайдн с Шостаковичем, Бетховен со Стравинским, Рахманинов с Пуленком. Играли на фестивале настоящие звёзды — сам его худрук Борис Андрианов, Илья Грингольц, Денис Шаповалов, Алена Баева, Константин Лифшиц, Лукас Генюшас, корифей «Виртуозов Москвы» Григорий Ковалевский и другие замечательные артисты. Пожалуй, каждый слушатель нашёл что-то для себя. К примеру, услышал трио 18-летнего Клода Дебюсси, в котором невозможно распознать будущего импрессиониста. Или увидел «Сказку о солдате» Стравинского, исполненную в полном составе и в соответствии с авторским замыслом. Даже тем, кто не попал на концерты в зал Михаила Врубеля, не пришлось огорчаться: VIVARTE вновь организовал для меломанов прямые интернет-трансляции.

Контрабасист Григорий Ковалевский

Читать по теме:

Программа IV фестиваля VIVARTE

Гости III фестиваля VIVARTE

Музыканты, участники III VIVARTE рассказывают о фестивале

Галерея