Крупная ретроспективная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского авангарда и его признанного лидера.
Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, с самого начала своей деятельности Ларионов оказал огромное влияние на становление и развитие нового искусства ХХ столетия. В его творчестве отразились основные направления начала века: кубизм, примитивизм, футуризм. Произведения художника в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда. Ларионов стоял у истоков абстрактного искусства в России. Его «авторский» вариант беспредметной живописи, получивший название лучизм (rayonisme), представляет собой один из путей к абстракции.
Художник необыкновенно широкого диапазона, блестящий, всегда неожиданный живописец, изысканный график, изобретательный театральный декоратор, книжный иллюстратор, стоявший у истоков футуристической книги, организатор выставок и художественных объединений, хореограф, историк балета, коллекционер — все это Михаил Ларионов, человек-оркестр, который интересовался в художественной сфере буквально всем. Задача выставки — представить эту уникальную творческую личность во всем многообразии ее проявлений. В состав экспозиции вошли работы, отражающие основные направления деятельности художника, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.
Последняя выставка Михаила Ларионова в нашей стране была организована Александрой Клавдиевной Ларионовой-Томилиной в 1980 году в Государственном Русском музее, а затем — в Третьяковской галерее. Настоящая выставка восстанавливает историческую справедливость и отдает дань памяти и благодарности одному из главных русских художников прошлого века, мечтавшему, чтобы его произведения вернулись на родину и стали доступны публике. Крупная ретроспективная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского авангарда и его признанного лидера.