Событие

05.07.2020
Камерная музыка в объективе камер

Фестиваль Vivarte впервые прошел в онлайн-формате

Прошедший год заставил нас адаптироваться к новой реальности, изменить своим привычкам и отказаться от многих обычных радостей. Но новое — не обязательно плохое, и это доказал фестиваль камерной музыки Vivarte, примеривший на себя онлайн-формат

Текст: Елена Ковынева
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

Vivarte — ​событие сезонное, за пять лет существования собравшее немало верных почитателей и постоянных участников. На каждом фестивале неизменно ведутся разговоры о программе следующего, а зрители предвкушают возвращение в зал Врубеля Третьяковской галереи, уже ставший домом для Vivarte. На этот год было запланировано полное погружение гостей фестиваля в мир Михаила Врубеля: пять мини-концертов, повествующих о пяти знаковых работах художника. «Музей из-за известных событий был закрыт, но благодаря вовлеченности в проект давнего партнера галереи ПАО «Сбербанк» нам удалось создать онлайн­версию фестиваля с участием блистательных исполнителей, — ​говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Президент фестиваля Ивета Манашерова и художественный руководитель Борис Андрианов

 — ​Врубель был одним из первых, кто заявил о том, что принято называть синтезом искусств,многое в его творчестве было подсказано музыкальными произведениями. Поэтому посвящение фестиваля его полотнам не случайно. И мы будем серьезно развивать музыкальную тему в монографической выставке Михаила Врубеля, запланированной на 2021 год».

За короткое время изменить формат мероприятия, найти платформу для трансляции, подготовить дополнительные материалы — ​организаторы столкнулись со множеством новых задач. Участникам фестиваля тоже пришлось выступать в непривычной обстановке, перед объективами камер вместо живой аудитории. Но оказалось, что в этом есть свои плюсы и даже глубокий символизм.

«Камерное музицирование, исторически связанное с проведением домашних концертов в узком кругу любителей, подразумевает прямой диалог с публикой в небольшом пространстве, — ​объясняет президент фестиваля и соучредитель фонда U-Art Ивета Манашерова. — ​Онлайн-­формат Vivarte, развивая эту идею, дает возможность зрителю остаться с искусством наедине, а благодаря нашим партнерам музыка действительно может прийти в каждый дом».

На официальном сайте фестиваля доступны все пять мини-концертов с сопроводительными рассказами искусствоведов Третьяковской галереи. Цикл открывается портретом жены художника — ​певицы Надежды Забелы-Врубель — ​и тремя фортепьянными миниатюрами Сергея Рахманинова в исполнении пианиста Александра Гиндина. «Рахманинов был другом семьи Врубелей и писал романсы специально для Надежды Ивановны, так что его музыка служит ключом к картине, — ​поделился после выступления музыкант.

 — ​В зал Врубеля я возвращаюсь с концертами уже много лет, но этот раз для меня особенно много значит. Хотя зрителей в зале и нет, но здесь есть живые люди: организаторы, другие исполнители. После почти трех месяцев вынужденной изоляции участие в фестивале приносит просто космические ощущения».

Во второй части скрипач Никита Борисоглебский, альтист Андрей Усов и виолончелист Борис Андрианов исполнили произведения Шуберта и Сибелиуса в качестве музыкального комментария к картине «Сирень».

«Всего Врубель создал два холста, посвященных сирени. Оба они остались незаконченными, но художник писал, что его невероятно сильно захватили магия цвета и поиск формы, — ​рассказывает доктор искусствоведения Татьяна Юденкова. — ​Именно этот мотив недосказанности, открытости, сильных эмоций продолжают два неоконченных шедевра Франца Шуберта и Яна Сибелиуса».

Обычная вместимость зала Врубеля во время камерных концертов Vivarte не превышает сотни человек, в то время как записи концертов в сети уже посмотрели тысячи зрителей со всего мира.

«Период пандемии показал, что можно сохранять культурные традиции, адаптируя их к новым реалиям. Мы рады поддержать фестиваль Vivarte и показать в его новом формате на платформе Okko, чтобы это красивое музыкальное событие увидели сотни тысяч людей», — ​говорит старший вице-президент «Сбербанка» Татьяна Завьялова.

Третья часть фестиваля посвящена знаменитому полотну «Царевна-­Лебедь», которое Врубель создал в 1900 году во время работы над художественным оформлением оперы Римского-­Корсакова «Сказка о царе Салтане». Партия Царевны-Лебеди была написана специально для супруги Врубеля, она и послужила прототипом сказочной красавицы, изображенной на картине. Арии из «Сказки о царе Салтане» и «Царской невесты», а также романс из оперы «Демон» и сочинение Рахманинова «Сон» исполнила солистка Мариинского театра Альбина Шагимуратова под аккомпанемент пианиста Якова Кацнельсона. Для певицы это выступление тоже стало первым после вынужденного перерыва в несколько месяцев.

«Программа вышла очень символичной, — ​говорит Альбина Шагимуратова. — ​Исполняя связанные с творчеством Врубеля произведения в зале, посвященном его живописи, особенно остро понимаешь, как важны искусство, музыка, театр, творчество в нашей повседневной жизни. Я выступаю в этом зале впервые и очень благодарна организаторам за такую возможность. Уверена, и для других музыкантов фестиваль стал глотком свежего воздуха».

В четвертой части фестиваля раскрывается тема демона — ​одной из центральных фигур в творчестве Врубеля. Музыкальным сопровождением к знаменитой картине «Демон поверженный» стала написанная Дариюсом Мийо сюита для скрипки, кларнета и фортепиано из музыки к пьесе Жана Ануя «Пассажир без багажа». Это эклектичное произведение исполнили скрипач Граф Муржа, кларнетист Игорь Федоров и пианист Андрей Гугнин.

«Честно могу сказать, что играть в пустом зале мне не понравилось, — ​признается Игорь Федоров. — ​Да, были коллеги, были операторы, все прошло очень душевно, но все же это атмосфера записи, а не концерта. А я люблю, когда есть прямой диалог со зрителем, живой контакт. Думаю, всем музыкантам это важно. Мне очень понравилась прозвучавшая сегодня фраза «Картины живут в этом зале». Не висят, не экспонируются, а именно живут. Играть «к картинам» — ​это особенное чувство, и оно меня очень поддерживало в отсутствие зрителей».

По традиции, завершился фестиваль Vivarte программой, призванной расширить понятие камерного музицирования. На фоне картины Врубеля «Испания» в исполнении джазового трубача Вадима Эйленкрига и контрабасиста Армена Мкртычяна прозвучал «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго. Сам Врубель в Испании не бывал, а колоритом этой страны вдохновился благодаря опере Бизе «Кармен». Картина, по словам искусствоведа Третьяковской галереи Элеоноры Пастон, запечатлела момент из жизни двух безымянных персонажей, полный драматизма, трагизма, гордости и страсти. Для Врубеля это стало неким воплощением национального характера Испании. Так и адажио из «Аранхуэсского концерта» по праву называют «музыкальным символом» этой страны.

«Можно сказать, не было бы счастья, да несчастье помогло, — ​иронизирует художественный руководитель фестиваля Vivarte виолончелист Борис Андрианов. — ​Да, нам пришлось перейти в онлайн-формат, который лишает концерты части их очарования, но зато на память об этом непростом времени у нас останутся эти замечательные видео, которые станут нашей визитной карточкой. Разумеется, с нетерпением ждем встречи со зрителями, которая, надеюсь, все же состоится в следующем году!»

Арии из «Сказки о царе Салтане» и «Царской невесты», а также романс из оперы «Демон» исполнила солистка Мариинского театра Альбина Шагимуратова