Событие

04.07.2019
Нижний Новогород отметил главные инновации в современном искусстве.
Экспертный совет номинации "Книга года"

Вручение государственной премии в области современного искусства «Инновация-2019» состоялось в Нижнем Новгороде 29 июня. За всю четырнадцатилетнюю историю премии она впервые прошла не в Москве, что выглядело достаточно логично, учитывая сложную ситуацию внутри ГЦСИ-РОСИЗО и курс на децентрализацию, объявленный организаторами. Озвученная концепция заключалась в регионализации премии, поддержке локальных художественных процессов, смещении фокуса внимания со столицы на другие города и области России. Этим объясняется и состав экспертного совета, куда вошло только два московских куратора.

 

Путешествие «Инновации» в Нижний потребовало изменения регламента премии. В этом году открытие выставки номинантов, заседание жюри и собственно церемония прошли в один день. Реализации такой насыщенной программы не помешали неблагоприятные погодные условия, которых, очевидно, организаторы не могли предвидеть, планируя провести церемонию на открытом воздухе в живописнейшем месте города.  Как отметил нижегородский губернатор Глеб Никитин, людям искусства и их идеям не привыкать преодолевать сложности.

Выставка номинантов открылась в прекрасном пространстве Арсенала, волго-вятского филиала ГЦСИ, и будет работать до 25 августа. В экспозиции воочию можно увидеть работы, вошедшие в шорт-листы трех номинаций: «Новая генерация», «Художник года» и «Книга года». Для презентации проектов в остальных пяти номинаций,  организаторы выставки пригласили дуэт уличных художников Максима Трулова и Ксюши Ласточки, которые создали серию забавных черно-белых комиксов, объединенных центральным персонажем. «Идея художников была в том, что выставка сама по себе пуста, она имеет смысл, когда на ней появляется герой, – говорит куратор выставка Алиса Савитская, – зритель или художник. И вот персонаж, придуманный художниками, как раз исполняет роль этого главного героя». За более подробной информацией зрители  при желании могут обратиться к QR-кодам.

Куратор выставки Алиса Савитская

Организаторы выставки сознательно ориентировались на зрителя любого уровня подготовки. По словам Анны Гор, директора ГЦСИ-Арсенал «Выставка “Инновации” была интересной всегда, но в первую очередь предназначалась для специалистов. Для зрителей там было много непонятного. Мы же впервые развернули ее таким образом, чтобы зритель мог сам работать с этим материалом: находить информацию в интернете, заходить на специальные сайты, чтобы он делал усилия, знакомясь с искусством, примерно так же, как и художник, когда создавал произведение». Надо отметить, что это не первая попытка перенести часть экспозиции в виртуальное пространство, не далее, как в прошлом году документация выставки была концептуально представлена на сайте премии, тогда как «живые объекты» разместились в залах Российской государственной библиотеки в Москве.

Художественная документация Максима Трулова и Ксюши Ласточки

Мнения журналистов и гостей вернисажа о формате выставки разделилось, одним понравилась концепция художественной документации через ироничные графические портреты проектов. Другие сочли эту часть выставки бедной и неинформативной. Несомненно, это решение позволило создать единое стильно и лаконично оформленное художественное пространство, вовлекающее заинтересованного и активного зрителя в диалог.

Экспертный совет номинации «Книга года»

Через два часа после открытия все гости премии собрались на Стрелке, в символичном для нижегородцев месте, где встречаются две великих русских реки Ока и Волга. Церемония проходила под сводами, открытых местными градозащитниками, ажурных конструкций легендарной промышленной выставки 1882 года. Эти конструкции были впервые собраны в Москве, а затем перенесены в 1896 году в Нижний Новгород для Всероссийской художественно-промышленной выставки. Тогда это было крупнейшее событие в дореволюционной России, где люди наблюдали новации промышленности того времени.

 

Программа церемонии носила нетрадиционный для премии характер. В формате ограниченного тайминга объявления победителей перемежались с оперными номерами в сопровождении оркестра Нижегородской филармонии. Происходящее действо, как выяснилось, было частью проекта оперного фестиваля Стрелка, также впервые запущенного в Нижнем в этом году. Происходящее на сцене транслировалось на огромный экран с наложенными в реальном времени видео эффектами. Реальность сценического действа, проходя через художественную трансформацию видео-художника Яна Калберзина, представала для зрителей в подчеркнуто эфемерном, бесплотном варианте.

Первыми были вручены специальные призы. Партнер премии – Французский Институт в России, выбрал своим лауреатом Анну Ротаенко, номинированную в номинации «Новая генерация, а соорганизатор премии «Инновация-2019» Правительство Нижегородской области в лице губернатора Глеба Никитина — Светлану Шуваеву, номинанта «Художник года». Оба победителя отправятся в творческие резиденции – в Париж и Нижний Новгород, соответственно.

Сразу два нижегородских проекта получили приз, подтвердив таким образом значимость места проведения премии. В номинации «Новая генерация» победил проект – перформанс-прогулка «Пролетайте и соединяйтесь» Анны Козониной, Анастасии Дмитриевской и Антона Рьянова. Он был реализован в октябре 2018 года на стадионе «Водник» в рамках фестиваля «PROсцениум-фест». А «Лучшим проектом» стал осуществленный также в Нижегородской области перформанс «Страсти по Мартену», который прошел в рамках знаменитого выксунского фестиваля современного искусства «Арт-овраг» в 2018 году и был посвящен остановке последней в Европе действующей мартеновской печи. Перформанс был поставлен прямо в цехе Выксунского металлургического завода лауреатом «Золотой маски» режиссером Анной Абалихиной.

Лучшими в номинации «Куратор года» были названы, Валентин Дьяконов, Екатерина Лазарева за масштабный проекта «Ткань процветания», реализованный в московском «Гараже». Выставка с многозначительным названием «Иногда кратчайший путь — самый длинный» принесла ее автору Владимиру Селезневу приз в номинации «Художник года». «Владивостокская школа современного искусства» Яны Гапоненко была отмечена как лучший образовательный проект. 

Организаторы премии постановили вручать призы победителям прямо в зрительном зале, а затем уводить их за его пределы в сторону реки, чтобы взять интервью. Однако, обещавший быть интересным ход, выглядел странно, в результате победители лишились возможности сказать простое «спасибо».

В номинации «Книга года», которую курирует фонд U-art, специально созданный экспертный совет выбрал работу Глеба Напреенко и Александры Новоженовой «Эпизоды модернизма: от истоков до кризиса» (изд. НЛО). Александры не стало в прошлом году и получить приз в Нижний Новгород приехали ее родители — Лев Новоженов и Мария Гродницкая. Привезенная ими речь Глеба Напреенко не прозвучала со сцены в связи с ограниченным по времени форматом церемонии.

 

Единственным победителем, который вышел на сцену благодаря весомому слову вручавшего награду советнику Президента РФ по культуре Владимиру Толстому, стал Леонид Бажанов. Получая награду в номинации «За вклад в развитие современного искусства», Леонид Александрович сказал, что сейчас вся сеть филиалов ГЦСИ находится в «руинированном состоянии». А ведь именно с создания этих центров начался процесс институализации всего российского современного искусства.

Очевидно, что премии существуют не только для того чтобы поддержать отдельных личностей, но и для того, чтобы определить для сообщества важные направления развития, отметить достижения, перевести в активную фазу диалог между всем участниками: художниками, кураторами, галеристами, коллекционерами и всеми зрителями, обществом в целом. Это серьезная работа по самоопределению, самосознанию общества, это способ сделать остановку и оглянуться назад, чтобы иметь возможность свободно двигаться дальше. Присуждение премии Леониду Бажанову, хоть он и шутил о коррумпированности этого решения, ведь все члены жюри его друзья, имеет именно такое значение.

Созданные Леонидом Бажановым и Михаилом Миндлиным государственные центры современного искусства  (в Москве, Нижнем Новгороде, Калининграде, Петербурге, Екатеринбурге, Саратове, Самаре, Владикавказе и Томске) стали основой и поддержкой развития искусства в регионах. Об успехе этой работы, несмотря на все те вызовы, с которыми столкнулась сеть ГЦСИ в последние годы, говорит сам за себя факт успешного проведения премии «Инновация» за пределами столицы.. Через два дня после «Инновации» Министерство культуры РФ объявило о передаче всех филиалов ГЦСИ под управление ГМИИ им. Пушкина и его директора Марины Лошак. Что принесут эти изменения, покажет время, но сбалансированная и продуманная политика ГМИИ, направленная в сторону поддержки современного искусства, все-таки позволяет смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом.

Авторы фотографий: Илья Большаков и Михаил Костюнин