Открывая восьмой фестиваль камерной музыки Vivarte в Третьяковской галерее, арт-директор проекта Борис Андрианов решил поговорить о счастье. О тех кратких моментах радости, восторга посреди будничной суеты, которые наполняют человеческую жизнь смыслом. Для музыканта такие моменты наступают прежде всего на сцене, а для слушателей становятся возможностью разделить с артистами радость сотворчества
Текст: Татьяна Давыдова
Как известно, Vivarte — это не только музыка, но и изобразительное искусство. В 2023 году авторы идеи и соорганизаторы проекта — Борис Андрианов, творческие силы Государственной Третьяковской галереи и культурно-благотворительный фонд «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых — провели фестиваль параллельно с новой выставкой «Увидеть неизвестное» в Новой Третьяковке, предлагающей познакомиться с произведениями живописи и скульптуры выдающихся художников и малоизвестных авторов XVII–XXI веков.
Художественную программу Vivarte в зале Врубеля провели под девизом «Авангард — точка схода»: перед началом концертов гостям демонстрировались работы Георгия Ряжского, Петра Вильямса и Ивана Кудряшова из запасников музея с комментариями искусствоведов. Затем вниманием аудитории всецело завладевали музыканты, и, хотя в концертных программах обошлось без опусов радикальных авангардистов, можно с точностью утверждать, что многие произведения стали для слушателей настоящим открытием.
Для музыкантов, из года в год выступающих на фестивале Vivarte, фестиваль стал своеобразной точкой схода — желанным местом встречи, где всегда рождается что-то новое и прекрасное
Среди участников фестиваля было немало известных имен, в числе которых тенор Михаил Нор, скрипачи Павел Милюков, Елена Ревич и Даниил Коган, альтист Павел Романенко, контрабасист Григорий Кротенко, пианисты Арсений Тарасевич-Николаев и Петр Лаул, фаготист Андрей Шамиданов, лютнистка Ася Гречищева и многие другие, а также несколько ансамблей — квартет имени Валентина Берлинского, джазовое трио Александра Маслова и Solo Tango Orquesta.
Основу первой концертной программы составили произведения, которые можно назвать музыкальными приношениями, будь то посвящения выдающимся деятелям культуры прошлого или творческие напутствия преемникам. Это жизнерадостный, лучезарный Третий струнный секстет молодого Рейнгольда Глиэра, посвященный памяти мецената и издателя Митрофана Петровича Беляева, пьеса Last Round («Последний раунд») современного американского композитора Освальдо Голихова в память о короле аргентинского танго Асторе Пьяццолле, сочинение Stabat Mater («Стояла Мать скорбящая») Арво Пярта к 100-летию Альбана Берга и двухголосные инвенции Иоганна Себастьяна Баха, написанные им для своих сыновей (а ныне перенесенные из клавирных нот в партии скрипки и виолончели).
Вторая программа, составленная преимущественно из музыкальных раритетов, в особенной степени перекликалась с вышеупомянутой выставкой, предлагая «услышать неизвестное». Ее составили юношеское фортепианное трио «Ловиса» Яна Сибелиуса, названное в честь идиллического приморского городка из юности автора; неофольклорный септет «Хороводы» Богуслава Мартину, вдохновленный чешскими и моравскими круговыми танцами; автобиографичный вокальный цикл Густава Малера «Песни странствующего подмастерья» в крайне редко звучащей версии для голоса и камерного ансамбля Арнольда Шенберга; трагический квинтет для фортепиано и струнных Мечислава Вайнберга, созданный в годы войны.
Третий фестивальный вечер посвятили музыке французских композиторов — изысканным пьесам великих клавесинистов Франсуа Куперена и Жан-Филиппа Рамо, написанным в начале XVIII века, а также монументальным ансамблям Эрнеста Шоссона и Луи Вьерна, созданным на излете музыкального романтизма.
На «Музыкальном променаде» впервые в истории фестиваля прошло мероприятие для детей — литературно-музыкальная сказка «Зоосюита», подарившая юным слушателям возможность приобщиться к минутам счастья
Но и этим разнообразие стилей, жанров и форм не исчерпалось. Фестиваль завершился традиционным «Музыкальным променадом» между зданиями Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и Новой Третьяковки на Крымскому Валу. На этом пути Борис Андрианов и его коллеги дали четыре коротких концерта, в которых звучала музыка нескольких столетий — от раннебарочных пьес до джазовых обработок популярной классики, от строгих струнных квартетов до аргентинского танго.
Кроме того, на «Музыкальном променаде» впервые в истории фестиваля прошло мероприятие для детей — литературно-музыкальная сказка «Зоосюита» Анатолия Андрианова и Андрея Зеленского, подарившая юным слушателям возможность приобщиться к тем самым минутам счастья, о которых говорил Борис Андрианов. Музыканты, из года в год выступающие на фестивале Vivarte, признаются, что всякий раз с нетерпением его ждут. Для них он стал тоже своеобразной точкой схода — желанным местом встречи, где всегда рождается что-то новое и прекрасное.