Когда фестиваль камерной музыки Vivarte ещё только анонсировал свои первые программы в Третьяковской галерее, его называли прямым конкурентом (и даже эпигоном) «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» — знаменитого форума в Пушкинском музее, тоже объединяющего музыку и живопись. Однако создатели Vivarte провели свой проект по высшему разряду, доказав, что новый фестиваль имеет собственное лицо с «необщим выражением», и это лицо, судя по огромному интересу публики, станет хорошо узнаваемым.
В МОСКВЕ ЗАВЕРШИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ VIVARTE
Из года в год фестиваль будет радовать ценителей прекрасного открытием полузабытых шедевров живописи и уникальными музыкальными программами с участием мировых звёзд. Все музыканты, выступавшие на фестивале, выразили огромное желание снова участвовать в этом празднике искусства, а для каждого посетителя фестивальные программы стали незабываемым событием.
Международный фестиваль камерной музыки Vivarte прошел в Государственной Третьяковской галерее второй раз с 28 мая по 4 июня 2017 года. Это детище замечательной команды единомышленников. Авторы идеи и соорганизаторы форума — известный виолончелист Борис Андрианов, творческие силы Третьяковской галереи и культурно-благотворительный фонд U-Art: Ты и искусство Иветы и Тамаза Манашеровых — меценатов, поддерживающих современное искусство в самых разнообразных его проявлениях и полагающих своей целью «создавать что-то положительное, доброе и правильное». Подобно П. М. Третьякову Манашеровы собрали и постоянно расширяют уникальную коллекцию живописи художников ХХ века, находя в ней важный «культурный контекст эпохи», а в своей деятельности — «прикосновение к живой истории современности». «Для нашего фонда всегда имело огромное значение объединение разных видов искусства, и фестиваль Vivarte продолжает эту линию, — говорит президент фестиваля Ивета Манашерова. — Прежде всего он дорог нам сотрудничеством с Третьяковской галереей — местом с особой атмосферой и историей».
Vivarte — это неделя камерной музыки нон-стоп с демонстрацией картин из запасников Третьяковки. «На протяжении всей истории галереи здесь проводились концерты, — говорит директор музея Зельфира Трегулова. — В то же время сегодня назрела потребность выстроить новые связи и смыслы между музыкой, звучащей в залах, и шедеврами изобразительного искусства. Мы хотим вовлечь в диалог современных зрителей и слушателей, дать им возможность с помощью музыки по-новому взглянуть на нашу коллекцию».
Как и в прошлом году, каждую концертную программу сопровождала выставка одной картины с искусствоведческим комментарием. Работы, отобранные для показа, крайне редко демонстрируют широкой публике, а названия картин и имена их авторов заранее не разглашаются. В нынешнем году все произведения живописи объединяет тема «Дары»: эти работы были подарены галерее в разные годы коллекционерами, меценатами и наследниками художников.
Уютный зал Михаила Врубеля принял на своей обновлённой сцене выдающихся музыкантов из разных стран. На время оставив большие прожекты, свои оркестры, профессорские классы, они собрались вместе, чтобы здесь и сейчас музицировать в лучших традициях артистических салонов. «Камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания», — писал композитор Александр Порфирьевич Бородин. Дирижёр Карло Мария Джулини назвал камерную музыку «самой безыскусной и драгоценной сферой музыки», а Дмитрий Шостакович считал, что камерная музыка «требует от композитора наиболее совершенной техники и глубины мысли». Поэтому так высоки эмоциональный градус и полёт мысли на концертах камерной музыки, особенно если в ансамбли объединяются крупные мастера. Среди участников нынешнего фестиваля известные в мире артисты: пианист Борис Березовский, гобоист из Амстердама Алексей Огринчук, скрипачи Клара-Джуми Кан (Германия), Сергей Догадини Юлиан Рахлин (Австрия), итальянский флейтист Массимо Мерчелли, альтист Максим Рысанов и другие. Возглавил славную когорту традиционно Борис Андрианов.
300 лет музыки — таков охват фестивальной афиши. От «больших концертов» Арканджело Корелли до мировой премьеры квартета Belle Époque Сергея Ахунова (сочинение написано несколько месяцев назад специально по заказу Vivarte). По словам автора, «тематика и характер музыки изначально определены самим пространством, в котором состоялось первое исполнение, — залом Михаила Врубеля Третьяковской галереи».
Камерные ансамбли венского классика Моцарта, австро-немецкий романтизм в опусах Шуберта, Шумана и Брамса, французская музыка (Дебюсси, Равель, Пуленк), квартет англичанина Бриттена, произведения наших великих соотечественников Рахманинова и Шостаковича — фестиваль отличается жанровым и стилевым разнообразием, позволяющим каждому найти музыку на свой вкус. Один вечер был впервые посвящён барокко: в исполнении ансамбля La Voce Strumentale под руководством скрипача и дирижёра Дмитрия Синьковского исторически корректно («аутентично», в соответствии с практикой своего времени) прозвучат сочинения Корелли, Вивальди, Баха, Генделя и их современников.
Нас удивили и репертуарные новинки: 29 мая впервые в России был исполнен Концерт для альта и струнного оркестра латвийского композитора Петериса Васкса, написанный для Максима Рысанова. «Я попытался передать message — послание о мире и любви. Любви, без которой человечество не может существовать, — говорит автор. — Несмотря на войны, катаклизмы, жизненные трудности и трагедии, человек всё равно приходит к любви и находит её, даже прощаясь с жизнью. На смертном одре он видит свет и обретает божественную любовь».
30 мая новый гость фестиваля — флейтист из Италии Массимо Мерчелли — впервые представил российским слушателям свою версию медитативной пьесы Филипа Гласса«Хаотическая гармония», написанной для музыкального сопровождения короткометражного фильма об искусстве тайцзицюань.
Особым отличительным знаком фестиваля стала концепция закрытия: чтобы максимально расширить аудиторию Vivarte, артисты отправились на «музыкальный променад» между зданиями Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и на Крымском валу и, следуя по этому пути, давали небольшие импровизированные концерты, а вечером слились в зажигательном джеме с участием именитых джазменов. В этом году джемовать были приглашены представители знаменитых династий Михаил и Андрей Ивановы, Леонид и Николай Винцкевичи.
«Сопряжение музыки и живописи, исключительный подбор музыкантов и репертуара — это наш фирменный стиль, — с гордостью говорит Борис Андрианов. — Каждый фестивальный концерт самоценен, все программы — как равновеликие жемчужины в драгоценном ожерелье. К тому же играть музыку в окружении картин — особое удовольствие. Когда концерт начинается с выставки — это своеобразное таинство, которое и сказывается на публике, и накладывает свой отпечаток на исполнение, погружает в особую атмосферу».