Событие

26.06.2019
5 книг шорт-листа 14-й премии «Инновация»

В этом году Государственная премия в области современного искусства «Инновация» будет вручаться в 14−й раз. Фонд «U-Art: Ты и искусство», традиционный партнер премии, в третий раз отметит лучшее издание в области истории и теории современного искусства. В короткий список номинации «Книга Года» вошло пять книг, все из которых заслуживают внимания. Победитель будет объявлен 29 июня на церемонии награждения в Нижнем Новгороде. В этом году организаторы решили подчеркнуть всероссийский статус премии и сменить оптику, обратив более пристальное внимание на регионы.

В книжном шорт-листе это движение в первую очередь отражает книга Дианы Мачулиной «Трагедия в углу», которая представляет собой «очерки новейшей истории современного искусства в разных концах и «углах» страны — от Владикавказа до Владивостока, от Калининграда до Грозного, от Петербурга до Екатеринбурга — написаны не «варягами» из центра, а летописцами «с места». Так описывает 656-страничный иллюстрированный сборник Российская газета. Книга и одноименная выставка, прошедшая в Музее Москвы весной 2018 года под кураторством Дианы Мачулиной, своеобразный ответ-исследование на ситуацию отсутствия знаний об искусстве в регионах.  Сборник «Трагедия в углу» — одна из первых попыток нарисовать и описать карту современного российского искусства без оглядки на центр и его унифицирующее влияние.

«Это «неколониальный», инсайдерский, теплый, но строгий взгляд специалистов на художественную ситуацию и исторические особенности своей территории. Язык статей намеренно неакадемичен и стремится к художественной литературе самых разных жанров – от застольной беседы до пародии на главу из школьного учебника. Авторы вдохновлялись антиутопией «Теллурия» Сорокина с ее вавилонским разноязычием, но в противовес ей хотели создать как в книге, так и выставке утопию, где у множества идентичностей находится нечто общее и ведет к взаимопониманию» (из релиза к проекту)

О проекте и книге «Трагедия в углу» куратор и художник подробно раcсказывает порталу 49ART.

 

На первый взгляд может показаться, что сборник «Опыты нечеловеческого гостеприимства» совсем о другом. Однако книга, заявленная тема которой — рассуждение о взаимовлиянии материальных объектов, разнообразных форм жизни и окружающей среды, на самом деле оказывается площадкой для разговора о переходе человечества в постгуманистическую эпоху. На основе совершенно другого материала, сборник продолжает лейтмотив «неколониального» подхода к исследованию в любой области знания и говорит о том, как, будучи открытыми к «другому», мы оказываемся в живой связи с самими собой.

В книгу вошли теоретические тексты известных философов и культурных антропологов по ключевым темам мультидисциплинарного проекта «Опыты нечеловеческого гостеприимства» (фонд V-A-C). Интервью с музыкантами-участниками проекта и некоторые тексты можно найти на странице проекта на портале Sygma.

Центральным российским проектом, сконцентрировавшемся на проблеме человека стал, стартовавший в 2015 году масштабный проект «Удел человеческий». «Человек и его место в мире XXI века — одна из центральных культурных проблем современности и главная идея междисциплинарного проекта Виктора Мизиано «Удел человеческий». Объединивший три ведущих московских музея современного искусства (ГЦСИ, Московский музей современного искусства и Еврейский музей и центр толерантности), проект разворачивается в семи тематических сессиях на протяжении семи лет. В список номинантов «Инновации» вошел первый том проекта, объединивший избранные статьи по первым трем сессиям.

Весь архив проекта выложен на специально созданном сайте: http://thehumancondition.ru

Еще одним изданием, которое отметили эксперты, стала книга «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса», рассматривающее историю российского искусства означенного периода под важным для углом, принципиальным для понимания современных процессов в искусстве.

«Название сборника статей Александры Новоженовой и Глеба Напреенко — «Эпизоды модернизма» — прочитывается как медицинский сленг. Это «эпизоды» болезни, приступы, кризисные состояния художников, систем репрезентации, функционирования экономики искусства в России эпохи модернизма, то есть в XIX—XX веках. Этот сборник — первая законченная история российского искусства как насилия, имманентного структуре общественной жизни страны на протяжении всей современной истории». (Из подробнейшего разбора книги на Colta.ru)             

Завершает шорт-лист сборник портретных эссе Александра Боровского «Групповой портрет с автором. Художники моего времени». Книга Боровского — авторитетного куратора и искусствоведа, заведующего Отделом новейших течений Русского музея — квази-профессиональный и одновременно очень личный взгляд на поэтику избранных художников. Это текст, за которым незримо намечается портрет автора, обращающегося к читателю с вопросами, идеями, сомнениями и своим опытом. Текст, чтение которого — особая работа по осознанию образа, духа времени.

Александр Боровский собрал в одной книге очень разных художников, среди которых Вильям Бруй, Гриша Брускин, Илья Глазунов, Шон Скалли, Олег Целков и другие.  «Нормальный человек сделал бы устраивающий всех либеральный выбор, чтобы говорили: «Ах, какие у тебя друзья!» — а тут скажут: «Какие-то нерукопожатные фигуры затесались. Какая-то этическая неразборчивость!» Но если уж ты пишешь групповой портрет, изволь попытаться понять всех персонажей. Неугодных не выгонишь. Так «настоящие портретисты» писали: Репин не мог выбросить из членов Государственного совета мракобесов и подлецов — писал как миленький. И сегодня интересно смотреть, что он смог увидеть в самых «нерукопожатных» того времени. Делать книжку эссе о «своих» — это какой-то междусобойчик. Меня же интересует ситуация в целом. Мои художники — те, с кем я могу мысленно беседовать. Спорить. Брезгливо дистанцироваться. Но мне любопытна мотивировка любого».(Александр Боровский) Полностью интервью с автором читайте здесь.