Событие

25.09.2024
«Алексей Моргунов. Среди первых» в Третьяковской галерее

Текст: Игорь Смекалов, доктор искусствоведения, научный сотрудник отдела графики ХХ века Государственной Третьяковской галереи

Фото: Иван Новиков-Двинский

Как ни странно, Алексей Моргунов, выдающийся живописец-экспериментатор, один из зачинателей модернистского движения в России, до сих пор не удостаивался ни персональной выставки, ни монографии, ни альбома. И хотя без упоминания этого имени невозможна ни одна сколько-нибудь полная монография по истории русского авангарда, обычно исследователи говорили о художнике лишь в связи с творчеством его великих друзей – Ларионова, Малевича, Татлина. Отдельные картины неоднократно экспонировались на сборных выставках, однако по ним невозможно было составить целостное представление о наследии Моргунова. Оно оставалось практически не изученным.

Эту несправедливость призвана устранить выставка, где представлены работы из Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ, Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Ярославского художественного музея, Калужского музея изобразительных искусств, Государственного центрального Музея современной истории России и РГАЛИ, частные коллекции. Работ сравнительно немного, но зато все они очень важны для понимания эволюции русского авангарда.

Заместитель генерального директора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова, старший научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века ГТГ Ирина Вакар и куратор выставки Игорь Смекалов

Для Моргунова живопись всегда оставалась возможностью постоянного диалога с предшественниками и современниками и в России, и за рубежами. Сын и ученик знаменитого пейзажиста Алексея Саврасова, он всю жизнь был занят расширением границ творчества. Глубокое знание европейского модернизма пришло к нему во время знаменательного путешествия по Австрии, Германии, Италии и Франции (1909). Впечатления от этой поездки нашли отражение в целом ряде шедевров. Картина «Париж» в начале 1911 года была опубликована в журнале «Аполлон», что едва ли не первым актом признания радикалов в России.

Да ведь мы — художники, творцы видимых форм нашего сознания! Мы — великие утописты! Мы даем облик жизни!

Алексей Моргунов 1918

Моргунов нарисовал марку объединения «Бубновый валет» и стал участником одной из самых скандальных акций футуристов, прогулявшись вместе с Малевичем по Кузнецкому мосту с деревянной ложкой в петлице пальто.

Чаепитие. 1911 Государственный Русский музей

Бросайте красить крыши домов обывателей, ибо стерты грани видов искусства и распыленностью достигнуто единство целого. Старое искусство умерло, и я возвещаю вам Сверх-Искусство Знаков.

Алексей Моргунов 1919

Как истинный авангардист Моргунов стремился к постоянному самообновлению. В его работах отразились фовизм, кубизм, кубо-футуризм увлечение футуристической заумью, и движение к беспредметности. Интересно, что некоторые направления не возникали последовательно, а развивались параллельно друг-другу. После большевистского переворота художник выступил одним из инициаторов «футуристической революции» — грандиозной реформы специального образования, превратившей русский авангард из маргинального движения в массовое. Моргунов стал самым первым руководителем школьной секции отдела ИЗО Наркомпроса, преобразовал Строгановку в Государственные Свободные художественные мастерские (в то время как бывшее УЖВЗ реформировал Илья Машков), а затем участвовал и в создании Вхутемаса.

Все стадии моего художественного развития — от реализма до крайних точек футуризма — я рассматриваю как неизбежную дань той эпохе, в которой я жил

Алексей Моргунов 1930-е

И в середине 1920-х, и в начале 1930-х годов он оставался убежденным модернистом,  был активен, выставлялся с ОМХ, стал одним из создателей советского индустриального пейзажа. Но после смерти его забыли на десятилетия…

Хоста. Черное море. 1931–1932 Холст, масло Дар в 1977 году Г. Д. Костаки Государственная Третьяковская галерея

Прежде всего, произведения Моргунова следовало собрать и осмыслить как целостность. Считалось, что уцелело не более пятидесяти его картин. Но во время подготовки к выставке было выявлено более двух сотен замечательных холстов, акварелей и рисунков разных лет, которые хранятся в 35 музеях — не только в России, но и в Европе (Салоники, Амстердам), Азии (Нукус), Америке (Чикаго). Многое пришлось заново атрибутировать и датировать.

Идущий мальчик. 1928–1929 Холст, масло Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Несмотря на то, что архив Моргунова утрачен, его творческий облик удалось реконструировать с достаточной полнотой. В каталоге выставки приведены статьи мастера из газеты «Анархия» (1918), анкеты и выступления по проблемам образования (1920-е), а также, содержательные фрагменты его воспоминаний (1930-е).

  • Организацию первой экспозиции произведений живописца Алексея Алексеевича Моргунова (1884–1935), поддержал Культурно-благотворительный фонд «U-Art: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых. Каталог профинансировала Наталия Опалева.
  • У выставки два куратора. Инициатор и душа проекта — Ирина Вакар, крупнейший знаток отечественного искусства начала ХХ столетия занималась, прежде всего, дореволюционным периодом. В «зоне ответственности» Игоря Смекалова оказались послереволюционные, самые таинственные десятилетия мастера.
Галерея