Exhibition

06.03.2015
(Русский) Санкт-Петербург, Русский музей
(Русский) Юбилейная выставка Валентина Серова

(Русский) В Петербурге, в Русском музее открылась выставка к 150−летию со дня рождения Валентина Серова. Более двухсот пятидесяти произведений живописи, графики и скульптуры, отобранные для экспозиции «Серов не портретист», заставляют по-новому взглянуть на творческий путь художника. Выставка проходит при поддержке группы компаний UNIDENT и фонда U-Art: Ты и искусство.

Работа над экспозицией велась более полутора лет и объединила коллекции Русского музея, Третьяковской галереи и частных собраний. Необычная концепция выставки заставляет зрителя в первую очередь удивиться: Серов известен своими портретами, но его творчество выходит далеко за рамки этого жанра. Здесь мастер представлен как исторический живописец, жанрист, пейзажист, автор работ, во многом предвосхитивших открытия русского авангарда.

Для масштабной юбилейной выставки искусствоведам хотелось рассказать о художнике что-то новое. Поэтому экспозиция включает малоизвестные его работы. Широко представлены рисунки, шаржи, есть отдельный зал с обнаженной натурой. Также в экспозиции зрители могут впервые познакомиться с картиной «Хождение Христа по водам», исполненной Валентином Серовым и Константином Коровиным для приходской церкви Костромской мануфактуры П.М. Третьякова и В.Д. Коншина.

Выставка проходит в Корпусе Бенуа и будет открыта до 8 июня.

Евгения Петрова

заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея

— Мы очень переживали за эту выставку, потому что прекрасно понимали, что все привыкли к Серову-портретисту. И нужно, чтобы то, что мы показываем – по-другому представило бы художника. Мне кажется, что ни публика, ни наши уважаемые ценители искусства на самом деле не очень хорошо знают этого художника. А ведь в его творчестве есть все от импрессионизма и чуть ли не до авангарда: разные стили, жанры, нюансы. Как мне кажется, у него нет вещей, которые можно было бы однозначно отнести к определенному жанру. Ну, неужели «Девушка, освещенная солнцем» или «Девушка с персиками» – это только портреты? У Серова в творчестве мы все время видим какие-то мучения, поиски, которые выходили за рамки того, что происходило в это время в художественной жизни.

Поэтому и хочется, чтобы каждый, кто будет смотреть выставку, это понял. Каждое произведение – это творческая судьба художника. Любой его маленький этюд, если начать в него вглядываться, да еще и посмотреть на дату, может очень удивить. И хотелось сделать выставку так, чтобы зрители по ней не пробегали мимо работ: «А, это я видел. Это я видел. Это вот лучше освещено….» А чтобы люди ее смотрели и смотрели внимательно. Мы старались уйти от бесконечного повторения одного и того же визуального ряда, и заставить зрителя немного задуматься.

Владимир Круглов

ведущий научный сотрудник отдела живописи II половины XIX — начала XXI вв. Государственного Русского музея

Мне как историку искусства в этой выставке интересно то, что вещи одного ряда из разных музеев вдруг попали в одно пространство. И сложилась та самая картинка, которая когда-то наблюдалась на выставках или вообще была зафиксирована в русской художественной жизни в годы, когда работал Серов.

В семи залах мы экспонируем более 200 произведений – это живопись, рисунки, большое количество иллюстраций, которые впервые можно увидеть и из наших коллекций, и из собрания Третьяковской галереи, офорты и даже одна скульптура. Она экспонируется в последнем зале – это произведение, связанное с античным мифом о похищении Европы.

Нам охотно дали свои произведения не только Третьяковская галерея, но и музей-квартира Бродского, и даже маленький музей «Пенаты» дал на какое-то время свою замечательную картину «Собака Пиратка», которой вы залюбуетесь, потому что она хороша не только как портрет этого замечательного животного, но это еще и просто шедевр в живописном отношении.

Каких-то очень редких вещей, которые бы были неизвестны науке – пока готовили выставку, мы не открыли. В частных коллекциях работ Серова осталось мало, и мы все их знаем. Хотя, например, в зале, где мы экспонируем обнаженную натуру, появился «Отдыхающий фавн». Вот эту картину мы не знали. Полгода назад вдруг открыли ее для самих себя и нашли, что эта работа достойна быть на этой выставке. Хотя, в общем-то, потом мы поняли, что она несколько раз экспонировалась в 50−х годах на юбилейной выставке Серова.

Но для зрителей эта выставка в любом случае открытие. Мы постарались сделать ее именно таковой – как открытие Серова без портретов. Мы хотели показать, что и пейзажи, и исторические картины, и его ню, и изображения зверей и животных вообще, его шаржи, его театральные работы – все прекрасно. Это так же высоко по своим художественным качествам, как и портреты, которые все знают, и которые, может быть, кто-то и не очень любит, но, во всяком случае, ценит.

Владимир Леняшин

заведующий отделом живописи второй половины XIX в. — начала XXI в. Государственного Русского музея

– Эта выставка — первый опыт постановки задачи такого рода, а в первый раз что-то происходит редко. Притом что обаяние серовского непортретного творчества прекрасно чувствуют и наши современники, и более ранние исследователи — все это были скорее отдельные оценки. Мы, конечно, прекрасно понимаем, что Серов вошел в мировую культуру именно как портретист. Но все, что он сделал – прекрасно. Я не преувеличиваю – все!

Я не раскрою большого секрета, если скажу, что выставки у нас готовятся в атмосфере полемик. Это наш стиль, и мы им гордимся. Но эта выставка с самого начала вызвала необычно много споров, в которых участвовали все, кто имел к ней отношение.

Мы надеемся, что огромные наши усилия, которые были приложены к этой выставке, и, главное, сами работы настроят зрителя на другую волну и откроют что-то новое о художнике.

Владимир Круглов:

— К сожалению, мы не смогли отреставрировать произведение «Хождение Христа по водам». Дело в том, что оно плохо хранилось. Это огромное панно – около 6 на 7 метров, которое Серов написал совместно с Константином Коровиным для приходской церкви Костромской мануфактуры. В годы борьбы с церковью оно было снято и скатано в рулон. На полотне сейчас видны вертикальные полосы с утраченной живописью – рулон явно был чем-то придавлен.

Картина очень тяжела для реставрации, поскольку долгие годы и пыль, и копоть оседали на поверхности живописи, а полотна в церкви покрывали или олифой, или лаком. Это трудно растворимый состав – получился просто какой-то сплав. Поэтому пока наши реставраторы не смогли восстановить полотно. Оно требует длительного и кропотливого труда.

Но, тем не менее, поскольку мы раскатывали это произведение, то решили его вам показать — хотя бы в виде репродукции. Это не просто одно из сокровищ нашей коллекции, это новый взгляд и на творчество замечательного художника Валентина Серова, и на творчество Константина Коровина. Трудно представить, чтобы Коровин писал еще и на такие вот религиозные темы. И, тем не менее, здесь им создана картина бури на Генисаретском море, а фигуры Спасителя и его учеников в лодке, которые еле-еле различимы, – это произведение Серова.

— Не менее интересно и то, какой после реставрации получилась картина «Одиссей и Навзикая». Мы все еще привыкаем к ней. Реставрация длилась не очень долго, полотно было в хорошем состоянии. Нужно было просто поправить обрамление работы. И когда реставраторы ее развернули, то обнаружили поля сверху и снизу. И мы решили, что это интересно и достойно внимания, потому что с полями картина воспринимается по-иному. Кто завернул эти края – не понятно, но полосы, которые мы теперь видим, дают ощущение динамики. Они усиливают движение колесницы Навзикаи и несколько стыдливо плетущегося вслед за ней по берегу моря Одиссея. Это то, чего художник изначально и добивался.

К выставке был выпущен одноименный альманах, представляющий более полное собрание работ художника, чем сама экспозиция. В нем также воспроизведены картины из частных коллекций и небольших музеев, которые не удалось показать на выставке. Но в каталоге они воспроизведены и помогают создать ощущение поисков художника и грандиозности фигуры Валентина Серова.