Event

02.11.2018
(Русский) Заокеанские сокровища

(Русский)

Зачастую неизвестные работы, документы, письма, фотографии и прочие «сокровища» для исследователя творчества художника находятся в другой стране и даже на другом континенте, где никогда не был ни научный сотрудник, ни порой сам художник. Так в биографии живописца оказываются пробелы, если какой-то период творчества связан с жизнью за границей или если полотна были проданы за рубеж в частные коллекции. В таком случае доступа к документам и произведениям у учёного либо нет, либо он неполный.

«Дописать» историю (то есть расширить исследовательские горизонты) искусствоведы одного из главных музеев страны теперь могут благодаря стипендиальной программе благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство». Уже второй год подряд научные сотрудники Государственной Третьяковской галереи подают заявку на получение гранта на доступ к заграничным собраниям художников. Доступ в прямом смысле слова (то есть произведения, документы, фотографии, письма) искусствовед может увидеть «вживую». Стипендия покрывает все расходы на поездку, пребывание за границей и проведение исследовательской работы.

Софья Аксёнова отправится в Америку изучать творческое достояние Ильи Репина

Заявки ежегодно рассматривает экспертный совет. В его состав входят генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, её заместитель по научной работе Татьяна Карпова, советник директора Фаина Балаховская, заместитель по просветительской деятельности Марина Эльзессер, учёный секретарь Татьяна Юдкевич и соучредитель фонда U-Art искусствовед и коллекционер Ивета Манашерова. Объявление стипендиатов происходит на торжественной церемонии в зале Михаила Врубеля Государственной Третьяковской галереи.

Поддержка выставок и мероприятий уже стала традицией со стороны меценатов, а вот выделение средств на сугубо научные исследования можно смело назвать новаторским подходом. Уникальность стипендиальной программы в том, что она позволяет включать в круг исследований прежде недоступные источники. Именно они — настоящие «сокровища» искусствоведа, ведь любые документы позволяют обогатить представление о художнике, будь то квитанция о продаже картины, картинная рама или даже мультфильм.

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ХОЛСТА

В нынешнем году из девяти заявок, поданных сотрудниками музея, были выбраны две. Так будут поддержаны поиски неизвестных картин Василия Верещагина и изучение архивов Ильи Репина в США.

 

Специалисты по Василию Верещагину Светлана Капырина и Елена Рыскунова будут изучать практически неизученное заокеанское наследие художника, прожившего в Америке в общей сложности три года. На сегодняшний момент известно о 111 произведениях Верещагина, проданных в 1891 году в Нью-Йорке. Научным сотрудникам предстоит посетить Лос-Анджелес в поисках одного из полотен живописца, а также художественные архивы Вашингтона и Нью-Йорка.

«Дорога военнопленных» Василий Васильевич Верещагин. 1878–1879. Холст, масло

Елена Рыскунова не сомневается, что грант даёт колоссальные возможности для работы. Обычно исследователь творчества довольно ограничен в материалах. Копию архивного документа, которую его коллеги отправляют из другого города или страны, можно назвать материалом неполным, «неживым». «Порой эту копию присылают без оборотной стороны, а ведь именно на ней бывают важные для искусствоведа сведения», — объясняет стипендиатка. Это, к примеру, карандашные пометки автора. Даже цвет карандаша способен рассказать о многом. Иногда документ не представляется возможным исследовать, если его копия в плохом состоянии или, будучи неформатной, не подлежит сканированию. Сама поездка позволяет изучить именно оригинальные материалы. Это работы художника, письма, различные документы.

…На сегодняшний момент известно о 111 произведениях Верещагина, проданных в 1891 году в Нью-Йорке…

По убеждению Рыскуновой, искусствоведение без оригинала невозможно, то есть невозможно дать экспертную оценку произведения, скажем, по отфильтрованным фотографиям и копиям. Ещё одна сложность работы научного сотрудника заключается в том, что материалы бывают «разбросаны» по разным местам. Пожалуй, все исследователи творчества Верещагина видели эскиз картины «Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот», а вот само произведение было создано в Америке и никогда не покидало её. В 1902 году оно было продано в Нью-Йорке и впоследствии попало в Калифорнию. «Увидеть полотно вживую — дорогого стоит», — не сомневается искусствовед. Надписи, штампы на обороте холста, пометки на раме — важные детали, которые могут поведать о художнике и о времени, в котором он творил. Также специалисты отправятся на поиски таких уникальных документов, как переписка живописца с президентом Теодором Рузвельтом (они были лично знакомы), и изучат фотографии выставок, дизайном которых занимался сам Верещагин.

«Лагерь военнопленных» Василий Васильевич Верещагин.
1878–1879 г.

ЗНАМЕНИТ ТАМ, ГДЕ НЕ БЫЛ

Третьей стипендиаткой стала Софья Аксёнова, изучающая творческое достояние Ильи Репина в Америке. Заграничное наследие художника не ограничивается крайне важными архивами художественного музея Атенеум города Хельсинки, в котором хранится 117 его работ, часть из которых автор подарил музею сам. Если связи Репина с финской художественной элитой были тесными потому, что он жил на территории Суоми, то в творческих кругах США живописец был известен, хотя сам никогда не бывал в этой стране. Однако он был прекрасно знаком американской публике и исследователям и пользовался высочайшим авторитетом у галеристов и редакторов журналов, где печатались его иллюстрации.

«Автопортрет» Илья Ефимович Репин. 1878 г.

В архивах Нью-Йорка и Филадельфии хранятся письма и документы из последнего периода жизни художника. В Принстонском университете сохранился мультипликационный фильм 1931 года американского режиссёра по мотивам картины «Запорожцы». Хотя мультфильм не считается классическим материалом для исследований, он может оказаться не менее важным, чем письма и публикации. Он может показать, какой был образ художника в глазах иностранных зрителей.

Произведение «Голгофа» (1921–1925), хранящееся в Музее искусств Принстонского университета, является одним из самых значимых в позднем периоде творчества художника. Это беспрецедентный пример в истории искусства: из знакомой всем сцены исчезает изображение Христа, его крест лежит на земле, а вокруг луж крови «собаки собрались пировать». По мнению исследователя, личное знакомство с памятниками такого уровня и документами, которые их касаются и хранятся в музеях, — бесценная возможность для специалиста.

Что Илья Репин думал о литературе, искусстве и современной живописи? Ответы на эти вопросы могут храниться в его письмах. Доступ к ним предоставят в Бахметевском архиве русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета Нью-Йорка, одном из крупнейших хранилищ материалов русской эмиграции. Традиционно результатами стипендиальной программы становятся публикация статьи или монографии, выступление с докладом на научной конференции и, конечно, реализация выставочного проекта. С результатами исследования последнего периода жизни Репина познакомится самая широкая публика. В следующем году в Третьяковской галерее пройдёт большая рестроспектива художника. Для посетителей (даже хорошо знакомых с произведениями живописца) она станет большим событием. Благодаря работе Софьи Аксёновой зрители увидят актуальную трактовку творчества художника. В первую очередь феномена «позднего Репина».

«Голгофа» Илья Ефимович Репин (1844–1930). 1921–1922г.

В ПОИСКАХ НЕИЗВЕСТНОГО

Обладательница гранта прошлого года научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Ирина Пронина реализует свою исследовательскую программу в этом году. Она изучает творчество одного из выдающихся представителей русского авангарда Ивана Кудряшова. В самой Третьяковской галерее представлено около трёх десятков  произведений авангардиста, а из около 350 работ художника, хранящихся в фондах Каракалпакского государственного музея искусств им. И. В. Савицкого узбекского города Нукуса, изучены и опубликованы лишь немногие.

Государственный музей искусств им. И. В. Савицкого

По предварительным данным, графика преобладает над произведениями живописи. «Иван Кудряшов — уникальная фигура, недостаточно раскрытая в истории отечественного искусства», — говорит научный сотрудник. Удивительно, что у художника не состоялось ни одной персональной выставки в России, зато в Париже его работы дважды экспонировались в 1970-х годах, а информация о совместной выставке Кудряшова и Георгия Якулова была опубликована в одном из бюллетеней Лувра за 1973 год. Поездка в Узбекистан и исследовательская работа в фондах музея прояснят многие детали, связанные с творческой биографией художника, и станёт основой для будущей первой музейной персональной выставки.

Gallery