Event

22.12.2023
(Русский) Ангел света и 12 апостолов виолончели
(Русский) Президент форума Ивета Манашерова

(Русский)

ФЕСТИВАЛЮ VIVACELLO — 15 ЛЕТ

Фестиваль виолончельной музыки Vivacello прошел в Москве в 15-й раз, его организаторы и участники очень серьезно отнеслись к этой полукруглой дате. Президент форума Ивета Манашерова отметила, что «15 лет — немалый срок в жизни современной России, и все эти годы фестиваль развивался, не останавливаясь даже во время пандемии — ведь духовная пища нужна человеку всегда, в любые моменты жизни, что бы ни происходило вокруг». Арт-директор Борис Андрианов пересчитал все отмечаемые на фестивале юбилеи (помимо 15-летия самого проекта — 280 лет со дня рождения итальянского композитора Луиджи Боккерини и 100 лет со дня рождения выдающегося российского виолончелиста Даниила Шафрана) и сделал парадоксальный вывод: «Время не только быстротечно, но и относительно», поэтому «создается ощущение, что все мы — современники»

Если вспомнить классическую литературу (к примеру, Жюль Верна с его Диком Сэндом или Стивенсона с Джимом Хокинсом), то 15 лет — возраст героических свершений, путешествий к неизведанному, азартных авантюр и при этом — возраст самоопределения, взросления, первых достижений. К примеру, Даниил Шафран в 15-летнем возрасте записал дебютную сольную пластинку, а незадолго до этого стал победителем Всесоюзного конкурса и обладателем уникального инструмента, на котором играл до конца жизни. Шафрану был посвящен концерт открытие Vivacello.

В первый день фестиваля пришла печальная весть из Северной столицы о кончине одного из корифеев российской дирижерской школы, художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии Юрия Темирканова. Почтив память великого мастера, Vivacello адресовал ему музыкальное приношение: Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Дениса Лотоева исполнил Элегию из Серенады для струнных Чайковского. Другой маститый корифей, маэстро Владимир Федосеев, не вышел к дирижерскому пульту БСО в этот вечер из-за болезни. В остальном обошлось без потерь.

Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Дениса Лотоева

Команда солистов и оркестр во главе с Денисом Лотоевым балансировали между музыкальными полюсами. Навеянный образами осени, тягучий двойной концерт L’Olmeneta («Роща вязов») Джорджо Федерико Гедини с солистами Александром Раммом и Николаем Шугаевым открыл основную программу. А завершила ее написанная в то же время — середине ХХ века — Фантазия Мечислава Вайнберга, многогранный харáктерный опус, основанный на фольклорном материале (солировал Борис Андрианов). Другую контрастную пару составили гротескная сюита Дмитрия Шостаковича из музыки к эстрад – но-цирковому представлению «Условно убитый», поставленному в 1930-е годы в Ленинградском мюзик-холле, и исполненная антивоенного пафоса пьеса для виолончели с оркестром «Ангел света» нашей современницы Азизы Садыковой.

Уроженка Узбекистана, живущая ныне в Германии, Азиза Садыкова исследует самые разные области новой музыки, не отказываясь от радикальных экспериментов, притом ее сочинениям присуща романтическая эмоциональность. Экспрессивна и ее новая пьеса, которую заказал фестиваль Vivacello в 2023 году, следуя своей традиции ежегодно представлять мировые премьеры. Первый исполнитель — Борис Андрианов — заметил, что считает «пополнение библиотеки виолончелиста» одной из главных задач фестиваля. По словам Садыковой, пьеса «Ангел света» «продолжает ряд композиций, которые воплощают идею Божественной силы, борющейся за справедливость и входящей в драматическое сопротивление с силами тьмы». Источником вдохновения ей послужила «Песенка о солдатских сапогах» Булата Окуджавы: фрагмент текста из нее прочла актриса Екатерина Дар, декламация которой пришлась на истаивающие звуки оркестра.

Пьеса Азизы Садыковой «Ангел света» написана специально для фестиваля. Аплодисменты исполнителям

Но главным событием вечера стало появление на сцене зала Чайковского виолончели, рожденной в 1630 году в кремонской мастерской братьев Амати. В 1937 году она попала к Даниилу Шафрану, который не расставался с ней до конца своих дней и завещал ее Музею музыки имени Глинки. В 2013 году музей доверил ее на один вечер Борису Андрианову, и вот, 10 лет спустя, ему снова представилась счастливая возможность играть на ней: голос почти 400-летней виолончели зазвучал в Фантазии Вайнберга.

Борис Андрианов с виолончелью Амати, принадлежавшей маэстро Даниилу Шафрану

На открытии фестиваля состоялось также вручение ежегодной премии «Большие надежды», учрежденной для молодых талантов. Vivacello и его лидер уделяют особое внимание новым ярким именам в мире виолончельного искусства, и на этот раз выбор пал на юного виртуоза из Китая Чена Ици, который всего лишь на год старше фестиваля. Ведущий концерта Артем Варгафтик назвал юношу «музыкальным внуком Бориса Андрианова» (наставник Ици Василий Степанов — ученик Бориса).

Одним из главных событий на фестивале стало появление на сцене зала Чайковского виолончели, рожденной в 1630 году в кремонской мастерской братьев Амати. В 1937 году она попала к Даниилу Шафрану, который завещал ее Музею музыки имени Глинки. В 2013 году музей доверил ее на один вечер Борису Андрианову, и вот, 10 лет спустя, ему снова представилась счастливая возможность играть на ней

В продолжение фестиваля 5 ноября в зале Чайковского виолончель Бориса Андрианова влилась в стройный камерный ансамбль, в котором выступили также блестящий израильский пианист (один из лучших в мире ансамблистов) Итамар Голан и участники знаменитого Квартета имени Давида Ойстраха скрипач Андрей Баранов и альтист Федор Белугин. Вдохновенно играли музыку романтиков — Рахманинова и Брамса. А 7 ноября Борис Андрианов не отказал себе в удовольствии поджемовать с джазменами (братьями Ивановыми и их друзьями) в клубе Алексея Козлова.

7 ноября Борис Андрианов не отказал себе в удовольствии поджемовать с джазменами — братьями Ивановыми и их друзьями — в клубе Алексея Козлова

Праздник виолончельной музыки продолжился в ДК «Рассвет» — новая прогрессивная площадка, полюбившаяся москвичам, впервые принимала у себя гостей и участников Vivacello. 9 ноября хедлайнером программы стал итальянский композитор и пианист Джузеппе Андалоро: он впервые участвовал в фестивале и выступил в обоих своих амплуа, представив собственную транскрипцию (для двух виолончелей и двух фортепиано) балета «Весна священная» Игоря Стравинского. Изобретательная работа принесла итальянскому музыканту широкую известность на Западе, а в России прежде не исполнялась. Премьеру наряду с Андалоро преподнесли Борис Андрианов, его коллега Анна Кошкина и пианист Филипп Копачевский. Ярким завершением вечера стало исполнение культовой пьесы Терри Райли In C («манифеста музыкального минимализма»), которое превратилось в захватывающий перформанс благодаря вышеупомянутому квартету и многочисленным приглашенным музыкантам — друзьям фестиваля.

Транскрипция для виолончели и фортепиано балета Игоря Стравинского «Весна священная» в переложении Джузеппе Андалоро. Российская премьера

Назавтра в ДК «Рассвет» отметили 280-летие со дня рождения выдающегося итальянского композитора и виолончелиста XVIII века Луиджи Боккерини, старшего современника Моцарта. Звучали его виолончельные концерты и популярная симфония «Дом дьявола». Весь вечер на сцене царил камерный оркестр Musica Viva, ведомый Александром Рудиным, который лишь один раз оставил дирижерский пульт — когда сам взял в руки виолончель и преподал молодым коллегам (в их числе были Эмин Мартиросян, Борис Андрианов и Камиль Мухаметдинов) и слушателям урок высочайшего мастерства. Впрочем, Камиль Мухаметдинов сорвал настоящие овации, когда дерзнул взяться за один из сложнейших опусов современного виолончельного репертуара — пьесу Джованни Соллимы L. B. Files (дословно «Личное дело Л. Б.»), в названии которой зашифровано имя Луиджи Боккерини. Любопытно, что российская премьера этого необычного шедевра — в авторском исполнении — состоялась ровно 15 лет назад на первом московском виолончельном фестивале. Так Vivacello перебросил мост к началу своей славной истории.

Особую атмосферу заключительному вечеру придавало необычное сценическое решение: «12 апостолов виолончели» расположились на уютных диванах позади сцены и не покидали их до окончания программы, время от времени выходя на авансцену, чтобы исполнить сольный номер или выступить в ансамбле с коллегами

Закрытие фестиваля впервые обошлось без оркестра и напомнило, по словам музыковеда Ярослава Тимофеева (автора и ведущего программы), «тайную вечерю виолончельного братства». Концерт под названием «BIOлончель» выстроили как историю виолончельного искусства, рассказанную словами и музыкой. Особую атмосферу вечеру придавало необычное сценическое решение: все «12 апостолов виолончели» (Борис Андрианов, Мария Зайцева, Чен Ици, Ольга Калинова, Анна Кошкина, Камиль Мухаметдинов, Александр Рамм, Микаэл Самсонов и участники Rastrelli Cello Quartet Кирилл Кравцов, Михаил Дегтярев, Кирилл Тимофеев и Сергей Драбкин) расположились на уютных диванах позади сцены и не покидали их до окончания программы, вре мя от времени выходя на авансцену, чтобы исполнить сольный номер или выступить в ансамбле с коллегами. В качестве специального гостя в концерте принял участие народный артист России Александр Князев.

Камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина. Солист Камиль Мухаметдинов

История виолончели предстала историей великих людей, с ней связанных. Будь то великие композиторы, открывшие новые возможности инструмента, или же великие исполнители, вдохновлявшие авторов или сами становившиеся авторами. Повествование велось хронологически с конца XVII столетия — от ричеркара для виолончели соло, созданного в 1688 году композитором и виолончелистом Доменико Габриелли, в наши дни, когда аранжировщик Rastrelli Cello Quartet Сергей Драбкин сочинил рок-попурри для четырех виолончелей на темы The Beatles, Led Zeppelin и The Rolling Stones. Проведя слушателя через столетия, музыканты отдали дань уважения Иоганну Себастьяну Баху, Максу Бруху, Бенджамину Бриттену, Золтану Кодаю, Джорджу Гершвину, Эйтору Вила-Лобосу, Джованни Соллиме, Валентину Сильвестрову, Астору Пьяццолле и всем тем, кто покорился красотой и могуществом виолончели.

Текст: Татьяна Давыдова

Gallery